Структура и основное содержание диссертации. Теоретические основания решения проблемы
Страница 3

Психология » Методология исследования соотношения семейных и внесемейных ценностных ориентаций » Структура и основное содержание диссертации. Теоретические основания решения проблемы

Проблема ценностей – это проблема обучения выбору ценностей, выступающих в форме нравственного идеала, принципов, установок, образа поведения, поступков. Принципиально новые ценности создаются достаточно редко (в 20-м веке период составляет 10 - 20 лет), в результате личного духовного и интеллектуального творчества либо в малых группах интеллектуальной элиты. Утрата же ценностей происходит каждые 4 -8 лет, то есть образуется «бесконтрольная пустота», вакуум, которые являются питательной средой для агрессивности, нигилизма, преступного поведения.

Выделение в качестве теоретической и практической основы решения проблемы системно-синергетического подхода было обусловлено наличием противоречивого и неустойчивого характера формирования личности подростка и попытки его саморегуляции.

Системный подход к моделированию содержания процесса предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков выступает как методологический принцип. Он связан с формированием ценностных ориентаций в системе социокультурных и нравственно-правовых ценностей подростков.

Обращение к синергетическому подходу связано с прогнозированием развития возможностей перестройки установок личности подростка. Разрушение старых структур обеспечивается переходом личности (системы) на более высокий качественный уровень. Синергетический подход – это мощная методологическая основа ориентации в познавательной и практической деятельности, предполагающая применение совокупности идей, понятий и методов в исследовании и управлении открытыми нелинейными самоорганизующимися системами.

Актуальность обращения к проблеме предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций мы видим в том, что реальное и существенное обновление духовной жизни общества возможно лишь в том случае, когда в образовательном процессе уже с раннего пребывания детей в школе будут учитываться их ценностные ориентации, корректироваться, согласовываться с культурными ценностями социума. То есть теоретическое обоснование решения проблемы предполагает:

- выделение причин, которые могут привести к асоциальному поведению, определение признаков асоциального поведения,

- выделение этапов формирования ценностных ориентаций,

- комплекс ценностных ориентаций, способствующих развитию полноценной личности,

- подход, принципы которого наиболее полно отражают пути реализации методов и средств для решения проблемы;

- разработку процессуальной модели предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков;

- комплекс педагогических условий предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций.

Страницы: 1 2 3 

Другое по теме:

Внимание как условие усвоения
Для усвоения любого учебного материала необходимо внимание. Как выразился Ушинский, внимание «та дверь, через которую проходит все то, что только входит в душу человека внешнего мира». Если учителю не удается добиться внимания учащимся класса к тому, что он объясняет на уроке, то он говорит попусту, подобно человеку, показывающему картину людям, повернувшимся к ней спиной. Часто жалобы учащихся ...

Теоретические и практические исследования РД. Ролевое поведение личности как предмет изучения в отечественной и зарубежной психологии
Изучение ролевого поведения личности в социуме проводилось многими как отечественными, так и зарубежными учеными в социологии, социальной, общей и юридической психологии, театральной педагогике. Интерес ученых к данной проблеме не случаен, так как социально-психологический анализ социальной роли и вытекающие из нее виды1 и формы реагирования имеют большое значение для понимания социального повед ...

Результаты исследования и практические рекомендации
Исходя из теоретических и практических результатов исследования, можно наметить эффективные пути изменения конфликтных отношений на позитивно-конструктивные. Должно строиться по типу управления своими эмоциями в конфликте. Этому может способствовать социально-психологический тренинг, участники которого могут обучиться важнейшим навыкам самоконтроля и понимания другого человека. Умение поддержива ...