Структура и основное содержание диссертации. Теоретические основания решения проблемы
Страница 1

Психология » Методология исследования соотношения семейных и внесемейных ценностных ориентаций » Структура и основное содержание диссертации. Теоретические основания решения проблемы

Предупреждение и преодоление асоциального поведения подростка, ориентация его личности на ценности являются актуальными проблемами современной педагогики. Для решения данной проблемы нами был проведен анализ научной литературы на предмет того, как в разное время ученые относились к проблеме асоциального поведения подростков. Мы пришли к выводу, что решение проблемы предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций требует выделения основных причин появления асоциального поведения подростков, требует уточнения сущностной характеристики понятия «асоциальное поведение», определение роли ценностных ориентаций в процессе предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков.

Анализируя понятие «асоциальное поведение», мы пришли к выводу, что оно рассматривается либо как одна из частей девиантного поведения, либо в контексте с ним, либо как синонимичное понятие. По большому счёту, в настоящее время в литературе определения сущностного смысла такой отрицательной позиции, как «асоциальное поведение», не очень отличаются друг от друга, скорее, они сводятся к указаниям на социальность и на нормы общества; включают в себя либо указание причин асоциального поведения, либо выделение одной главной причины и признака асоциального поведения. В различных науках определение асоциального поведения также имеет свои особенности. Определения и разных авторов и разных наук не противоречат друг другу, а скорее дополняют друг друга и, соответственно, требуют нового четкого и ёмкого определения.

Для наиболее полного и расширенного понимания понятия «асоциальное поведение» мы останавливаемся на следующей формулировке: это субъективно-индивидуальное или групповое, отклоняющееся от нравственных ценностей, норм и правил, закреплённых в данном обществе, поведение подростков, включённых в систему исторического разрушения связей между поколениями, вследствие чего происходит приобретение и закрепление ценного для подростка отрицательного опыта, включающего в себя дезадаптацию, десоциализацию, деморализацию; способствующее самореализации и характеризующиеся определёнными психофизиологическими характеристиками.

Причины появления асоциального поведения подростков в оценке научных исследований также неоднозначны. Выделяются генетические и социальные группы причин. Социальные делятся на социально-исторические, социально-психологические, социально-педагогические, то есть основная масса причин имеет социальный аспект.

Социально-исторические причины выступают основой развития личности и появления асоциального поведения подростков. Используя краткий исторический анализ, можно сделать вывод о том, что основной социально-исторической причиной появления и роста асоциального поведения подростков является разрушительная трехкратная смена общественных отношений в России за последние 80 лет, приведшая к нестабильности, утрате исторических преемственных связей поколений, культурных традиций, уничтожению интеллектуального генофонда нации.

В качестве социально-психологических причин выделяем следующие:

- отсутствие опыта социальных отношений делает установки на поведение и отношения подростков неустойчивыми и тем самым создаёт условия для асоциального влияния элементов окружающей социальной среды;

- в силу особенностей психофизического развития ценностные ориентации подростков становятся релятивистскими, неустойчивыми, подверженными смене под влиянием меняющейся социальной среды и развития;

- стремление подростков к самоутверждению, самоактуализации нередко приводят к выбору средств асоциального характера;

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Организации помощи в преодолении духовного кризиса
Каждый случай духовного кризиса уникален и оказание помощи конкретному человеку требует индивидуального подхода. Основными направляющими факторами при её оказании являются форма духовного кризиса, его острота и условия социального окружения. Иногда человеку может потребоваться лишь специфическая консультативная поддержка, в других случаях потребуется привлечение к поддержке родных и знакомых, в ...

Профессиональное самосознание педагога
Современная гуманитарная парадигма большое внимание уделяет личностному потенциалу учителя, структуре его личности. Ставится задача подготовки будущего учителя как целостной личности, способной формировать знания и умения учащихся в единстве с их личностным развитием, направленности личности учителя на самоопределение, саморазвитие, самореализацию, самообразование. Проявление, развитие и актуали ...

Психологические теории внимания
Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивност ...