Формы суицидальной активности
Страница 1

1. Суицидальные мысли;

2. Суицидальные тенденции;

3. Суицидальная готовность;

4. Суицидальные попытки;

5. Завершенный суицид. [29]

Из-за того что С.А. изучалась первоначально в суицидологии, на эту активность следует обратить должное внимание.

1. Суицидальные мысли – это внутренняя активность личности направленная на представления о возможности осуществить лишения себя жизни в реальности. С данного этапа и начинается С.А.

Вагин Ю. заметил, что человек, хочет он думать о суициде или не хочет, всеравно будет знать, что такое суицид, т.к. с самого детства через средства массовой информации (или через язык, сверстников) поступает и осознается личностью, как один из выходов, следовательно, от осознания, что есть самоубийство, мы никуда не денемся. Хотя данный феномен до конца не изучен и требует последующего исследования.

2. Суицидальные тенденции – это «мыслительная активность, связанная с представлениями о возможности и желательности собственной смерти и принятием решения» [29, с162-163].

Суицидальные тенденции возникают, когда противосуицидальные мотивы «сдают свою позицию» и начинают преобладать суицидальные мотивы. Этот переход происходит плавно, от суицидальных мыслей к суицидальным тенденциям. В этот период возникает психоэмоциональное состояние – суицидальная готовность.

Вагин Ю.В. выделил семь основных мотивационно-когнитивных суицидальных комплексов (осознанных): альтруистические, аномические, анестетические, инструментальные, аутопунитические, гетеропунитические, поствитальные. Однако данные мотивы не следует считать закрытыми от других мотивов. Данные мотивы являются сложной внутренней системой, при разной степенью выраженности каждого. Вагин Ю.Р. замечает, что многие мотивационные компоненты не осознаются самим индивидом.

o Альтруистические мотивы

несут в себе смысл желания умереть, «чтобы всем было только лучше». Человек считает, что он своим присутствием только «мешает» и видит эффективное решение проблем только в самоубийстве.

В подростковой среде данные мотивы сочетаются с «мотивацией самонаказания» [29, с139]. Подростки считают, что по тем или иным причинам они виновны в проблемах близких людей. У девочек-подростков (не исключено что и у мальчиков), данная мотивация может быть причиной межличностных любовных проблем. Они считают, что их смерть будет «лекарством от всех бед» для своих любимых, то есть обвиняют себя во всех проблемах. А горесть любимые переживут и найдут новую любовь. Такие подростки хотят, чтобы другие были счастливы, не оставляя шансов быть счастливым самому.

Схожими по мотивационному комплексу с суицидальным поведением пожилых людей, есть тип подростков, обладающих тяжёлыми соматическими или психическими заболеваниями. Данная форма переживается сильнее, если подростки не могут самостоятельно содержать и обслуживать себя.

Блокировать суицидальное поведение при преобладании данной мотивации возможно, только когда подросток осознает то чувство вины, которое будут испытывать близкие ему люди, после попытки самоубийства их любимого человека.

В подростковом возрасте человеку важно показать и доказать собственную значимость для общества. Но когда данный процесс проходит безуспешно есть возможность появления «псевдоальтруистические» модели суицидального поведения, когда подросток «придумал» пользу окружающим людям.

o Аномические мотивы

выражают потерю смысла и интереса к жизни, исчезновение сил для существования. Впечатление что в будущем нет ничего хорошего, все хорошее уже ушло в прошлое. В подростковом возрасте аномическая мотивация отражает не соответствие ожиданиям и суицидент-подросток не видит дальнейшего смысла своей жизни.

Эмиль Дюркгейм в свое время выделил аномическую мотивацию как самостоятельный фактор. Он писал, что «всякое живое существо может жить, а тем более чувствовать себя счастливым только при том условии, что его потребности находят себе достаточно удовлетворения. В противном случае, то есть, если живое существо требует большего или просто иного, чем то, что находится в его распоряжении, жизнь для него неизбежно становится непрерывной цепью страданий. Стремление, не находящее себе удовлетворения неизбежно атрофируется, а так как желание жить есть по существу своему производное всех других желаний, то оно не может не ослабеть, если все прочие чувства притупляются» [соавтор 29, с140;7].

Также, потерей смысла жизни может служить нежелание молодой личности отдать немного своей независимости ради благ жизни, предпочитают умереть на пике своих возможностей, красоты и благополучия. Абрамович в начале ХХ века писал: «Молодость часто безумна в гордом сознании истинно королевского величия своей поэзии, своей романтики и не хочет унизить этого величия в пыли и грязи жизненной мертвечины» [29, с141].

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Общая характеристика понятия "агрессия"
Способность к прогнозированию позволяет подросткам обратить внимание на последствия агрессивного поведения, поэтому целесообразно перейти далее к рассмотрению понятия "агрессия". До сих пор нет четкого определения понятия "агрессия". Известно, что в быту термин агрессия имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий [4; 5; 6; 16; 37; 46; ...

Основные свойства внимания
Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Рассмотрим каждое из них. Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может оп ...

Взгляд современных украинских учёных на проблему соотношения сознания и бессознательного
По мнению Скрипниченко О.В.: «Сознание — это высшая интегрированная форма психики, которая складывается под воздействием общественно-исторических условий в трудовой деятельности человека и общения с помощью языка с другими людьми» [7,c.95]. Если рассматривать основные взгляды Скрипниченко О.В. на проблему сознания, то можно выделить несколько основных характеристик сознания: — отображение окру ...