Общая характеристика работыСтраница 2
Гипотеза исследования: предупреждение и преодоление асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций будет проходить более эффективно при реализации следующего комплекса педагогических условий:
1. Ориентация на уровни сформированности нравственных ценностей подростков, регулярная их оценка.
2. Формирование установки личности на коррекцию ценностных ориентаций и асоциального поведения подростка, исходя из системно-синергетического подхода.
3. Разработка компонентов технологии предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков, связанных с ориентацией на нравственные ценности.
Исходя из цели и гипотезы исследования были определены задачи исследования:
1) выявить состояние исследуемой проблемы, определить перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат исследования;
2) разработать процессуальную модель предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций;
3) выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций;
4) опираясь на результаты исследования, разработать методические материалы по предупреждению и преодолению асоциального поведения подростков.
Методологической основой исследования явились: теория ценностей (теории поля К. Левина; теория уровнего формирования ценностей К. Гилигана, Л. Кольберг, Ж. Пиаже; теория познавательных ценностей М. Рокича и др.; учения о положительной значимости ценностей В.П. Тугаринова, Л.П. Буевой, А.Г. Здравомыслова, С.Ф. Анисимов, А.В. Кирьякова и др.); принцип системности (общая теория систем – фон Берталанфи, В.Г. Афанасьев, А.Н. Аверьянов и др.; системный подход – И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, А.Д. Урсул, Э.Г. Юдин, В.Н. Саготовский и др.; управление системами - Н. Винер, К.Э. Шеннон, А.Н. Колмогоров, М. Вебер, А.И. Берг и др.; синергетического подхода – И. Пригожин, Г. Хакен и др.); теория деятельности, деятельностный подход (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А. Абулханова-Славская, М.С. Каган и др.); социальная обусловленность воспитания и развития личности, как закономерность (М. Вебер, Н.А. Бердяев, А. Бандура, П. Сорокин, Б.С. Братусь, В.А. Сухомлинский, Д. Роттер, К. Хорни, А.С. Макаренко и др.); группы и типы трудных подростков (Э.Г. Костяшкин, Д.И. Фельдштейн, Т.В. Писарёва и др.); методы воспитания и преодоления трудновоспитуемости и асоциального поведения (Н.И. Болдырев, А.И. Кочетов, Н.Ю. Максимова и др.); условия воспитания личности (А.И. Кочетов, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.), я-концепция (Э. Берн, О.С. Газман, А.Н. Леонтьев, К. Роджерс и др.).
Кроме того, исследование опиралось на методы научного моделирования (В.Г. Афанасьев, А.Ф. Зотов, А.И. Субетто, В.А. Штофф, Н.А. Селезнева, К.М. Ушаков, А.И. Уемов и др.), управления процессом образования (Ю.К. Бабанский, Ю.В. Васильев, Б.Ф. Ломов, Н.Ф. Талызина, В.А. Сластенин, и др.); структурно-системный и ситуационный подходы (Ю.К. Бабанский, Ю.А. Конаржевский, А.М. Моисеев, Г.Н. Сериков и др.).
Базой исследования явились МОУ г. Челябинска СОШ № 109, 5, 81. Опытно-экспериментальной работой были охвачено 252 учащихся 8-11-х классов.
Другое по теме:
Этические аспекты прекращения психотерапии
Психолог прекращает работу с клиентом, когда становится ясно, что клиент не нуждается больше в его услугах.
Психолог обязан заранее информировать клиента о прекращении или перерывах в работе. Перед прекращением терапии психолога выясняет актуальное состояние клиента и проводит соответствующую подготовку по завершению работы.
Если продолжение работы психолога невозможно вследствие непреодолимых ...
Переживание межличностного конфликта
Межличностные конфликты обычно бывают чрезвычайно насыщенными в эмоциональном отношении, ибо самым непосредственным образом связаны со сферой чувств, переживаний, желаний, стремлений человека. Межличностная конфронтация нередко возникает вследствие того, что один (или оба) из партнеров по совместному действию или общению из-за накопившегося раздражения начинает испытывать чувство гнева или страх ...
Современное состояние проблемы развития воображения у детей дошкольного
возраста. Теоретические
подходы к пониманию воображения как психического явления
Проблема воображения в психологии занимает существенное место и интерес к ней обусловлен, прежде всего, значением этого психического явления в жизни человека.
Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира.
По мысли Л.С. Рубинштейна, основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой т ...


