Общая характеристика работыСтраница 2
Гипотеза исследования: предупреждение и преодоление асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций будет проходить более эффективно при реализации следующего комплекса педагогических условий:
1. Ориентация на уровни сформированности нравственных ценностей подростков, регулярная их оценка.
2. Формирование установки личности на коррекцию ценностных ориентаций и асоциального поведения подростка, исходя из системно-синергетического подхода.
3. Разработка компонентов технологии предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков, связанных с ориентацией на нравственные ценности.
Исходя из цели и гипотезы исследования были определены задачи исследования:
1) выявить состояние исследуемой проблемы, определить перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат исследования;
2) разработать процессуальную модель предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций;
3) выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций;
4) опираясь на результаты исследования, разработать методические материалы по предупреждению и преодолению асоциального поведения подростков.
Методологической основой исследования явились: теория ценностей (теории поля К. Левина; теория уровнего формирования ценностей К. Гилигана, Л. Кольберг, Ж. Пиаже; теория познавательных ценностей М. Рокича и др.; учения о положительной значимости ценностей В.П. Тугаринова, Л.П. Буевой, А.Г. Здравомыслова, С.Ф. Анисимов, А.В. Кирьякова и др.); принцип системности (общая теория систем – фон Берталанфи, В.Г. Афанасьев, А.Н. Аверьянов и др.; системный подход – И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, А.Д. Урсул, Э.Г. Юдин, В.Н. Саготовский и др.; управление системами - Н. Винер, К.Э. Шеннон, А.Н. Колмогоров, М. Вебер, А.И. Берг и др.; синергетического подхода – И. Пригожин, Г. Хакен и др.); теория деятельности, деятельностный подход (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А. Абулханова-Славская, М.С. Каган и др.); социальная обусловленность воспитания и развития личности, как закономерность (М. Вебер, Н.А. Бердяев, А. Бандура, П. Сорокин, Б.С. Братусь, В.А. Сухомлинский, Д. Роттер, К. Хорни, А.С. Макаренко и др.); группы и типы трудных подростков (Э.Г. Костяшкин, Д.И. Фельдштейн, Т.В. Писарёва и др.); методы воспитания и преодоления трудновоспитуемости и асоциального поведения (Н.И. Болдырев, А.И. Кочетов, Н.Ю. Максимова и др.); условия воспитания личности (А.И. Кочетов, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.), я-концепция (Э. Берн, О.С. Газман, А.Н. Леонтьев, К. Роджерс и др.).
Кроме того, исследование опиралось на методы научного моделирования (В.Г. Афанасьев, А.Ф. Зотов, А.И. Субетто, В.А. Штофф, Н.А. Селезнева, К.М. Ушаков, А.И. Уемов и др.), управления процессом образования (Ю.К. Бабанский, Ю.В. Васильев, Б.Ф. Ломов, Н.Ф. Талызина, В.А. Сластенин, и др.); структурно-системный и ситуационный подходы (Ю.К. Бабанский, Ю.А. Конаржевский, А.М. Моисеев, Г.Н. Сериков и др.).
Базой исследования явились МОУ г. Челябинска СОШ № 109, 5, 81. Опытно-экспериментальной работой были охвачено 252 учащихся 8-11-х классов.
Другое по теме:
Коммуникативная сфера при дизонтегинезах
При социализации инвалида трудно разрешимыми проблемами являются отсутствие навыков межличностного общения в среде нормальных людей несформированность потребности в таком общении, неадекватная самооценка, негативное восприятие других людей, гипертрофированный эгоцентризм, склонность к социальному иждивенчеству. Жизнедеятельность инвалида не предусматривает его широкого контакта со сверстниками. ...
Психологические подходы к старению
В обыденной жизни принято уделять гораздо больше внимания психологическим аспектам старения, нежели биологическим. Однако, как ни странно, сама психология как наука в полной мере практически почти не занималась проблемами старости. Лишь сравнительно недавно, когда над современным обществом навис «пресс» глобальных демографических изменений, проблемы психологического старения стали предметом прис ...
Занятие №5 «Музыкандия»
Материалы:
плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия, музыка, магнитофон, повязки на глаза.
Психолог: Добрый день, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля! Сегодня мы совершим нашечетвертое путешествие. Вот карта, итак, куда мы сегодня отправляемся? ………. Верно! Надо наполнить наши паруса ветром. Помните, как мы это делали?
“Корабль и ветер”
Цель: настроит ...