Общая характеристика работы
Страница 2

Гипотеза исследования: предупреждение и преодоление асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций будет проходить более эффективно при реализации следующего комплекса педагогических условий:

1. Ориентация на уровни сформированности нравственных ценностей подростков, регулярная их оценка.

2. Формирование установки личности на коррекцию ценностных ориентаций и асоциального поведения подростка, исходя из системно-синергетического подхода.

3. Разработка компонентов технологии предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков, связанных с ориентацией на нравственные ценности.

Исходя из цели и гипотезы исследования были определены задачи исследования:

1) выявить состояние исследуемой проблемы, определить перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат исследования;

2) разработать процессуальную модель предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций;

3) выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций;

4) опираясь на результаты исследования, разработать методические материалы по предупреждению и преодолению асоциального поведения подростков.

Методологической основой исследования явились: теория ценностей (теории поля К. Левина; теория уровнего формирования ценностей К. Гилигана, Л. Кольберг, Ж. Пиаже; теория познавательных ценностей М. Рокича и др.; учения о положительной значимости ценностей В.П. Тугаринова, Л.П. Буевой, А.Г. Здравомыслова, С.Ф. Анисимов, А.В. Кирьякова и др.); принцип системности (общая теория систем – фон Берталанфи, В.Г. Афанасьев, А.Н. Аверьянов и др.; системный подход – И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, А.Д. Урсул, Э.Г. Юдин, В.Н. Саготовский и др.; управление системами - Н. Винер, К.Э. Шеннон, А.Н. Колмогоров, М. Вебер, А.И. Берг и др.; синергетического подхода – И. Пригожин, Г. Хакен и др.); теория деятельности, деятельностный подход (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А. Абулханова-Славская, М.С. Каган и др.); социальная обусловленность воспитания и развития личности, как закономерность (М. Вебер, Н.А. Бердяев, А. Бандура, П. Сорокин, Б.С. Братусь, В.А. Сухомлинский, Д. Роттер, К. Хорни, А.С. Макаренко и др.); группы и типы трудных подростков (Э.Г. Костяшкин, Д.И. Фельдштейн, Т.В. Писарёва и др.); методы воспитания и преодоления трудновоспитуемости и асоциального поведения (Н.И. Болдырев, А.И. Кочетов, Н.Ю. Максимова и др.); условия воспитания личности (А.И. Кочетов, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.), я-концепция (Э. Берн, О.С. Газман, А.Н. Леонтьев, К. Роджерс и др.).

Кроме того, исследование опиралось на методы научного моделирования (В.Г. Афанасьев, А.Ф. Зотов, А.И. Субетто, В.А. Штофф, Н.А. Селезнева, К.М. Ушаков, А.И. Уемов и др.), управления процессом образования (Ю.К. Бабанский, Ю.В. Васильев, Б.Ф. Ломов, Н.Ф. Талызина, В.А. Сластенин, и др.); структурно-системный и ситуационный подходы (Ю.К. Бабанский, Ю.А. Конаржевский, А.М. Моисеев, Г.Н. Сериков и др.).

Базой исследования явились МОУ г. Челябинска СОШ № 109, 5, 81. Опытно-экспериментальной работой были охвачено 252 учащихся 8-11-х классов.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Психологические проблемы социально-трудовой адаптации инвалидов
Право на профессиональную реабилитацию лиц с ограниченной трудоспособностью закреплено в Конституции РФ, а также в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ», принятом 24.11.95. этим законом определена деятельность гос. Службы медико—социальной экспертизы и гос. Службы реабилитации инвалидов. Содержание фед. Базовой программы реабилитации и порядок ее выполнения определяются правите ...

Потребности самоактуализации.
Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности, т.е. самоактуализироваться - значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Но, по Мнению Маслоу самоактуализация очень редка, т.к. многие лю ...

Проблемы детской агрессии
В последние годы многие говорят о проблеме детской агрессивности. Замечен рост агрессивных тенденций в обществе. По многим причинам, таким как: тяжелое материальное положение, не стабильность в работе, семейные проблемы, а также участившаяся пропаганда насилия с экрана и т.д., можно наблюдать повышенную агрессивность взрослых, что не может не отразиться и на агрессивности детей. Педагогика нена ...