Теории и традиции социальной геронтологии. Общая характеристика позднего периода жизни
Страница 1

Психология » Социальная геронтология - старение » Теории и традиции социальной геронтологии. Общая характеристика позднего периода жизни

Отсутствие генетического подхода к изучению психологии взрослых людей до недавнего времени тормозило исследование возрастной изменчивости. Взрослый человек рассматривался, по определению Э.Клапареда, в состоянии «психической окаменелости». Считалось, что если по какой-либо причине процесс психического развития не завершился в детстве и юности, то с наступлением зрелости человеку трудно рассчитывать на возможности этого процесса, так как механизмы, обеспечивающие развитие, перестают функционировать.

Однако, благодаря появлению новых знаний о структуре развития психофизиологических функций взрослого человека, такая точка зрения была заменена иной, основанной на положении о безграничности личностного развития человека, о развитии как основном способе существования. Согласно этой точке зрения становление любой функции (физиологической, психофизиологической, психической) происходит непрерывно от рождения до старости, причем различные стороны функций изменяются с разной степенью интенсивности.

Это свидетельствует о том, что единая научная теория индивидуально-психического развития не может быть построена без специальной разработки ее фундаментального раздела - психологии зрелости и старения.

Говоря о позднем периоде жизни, необходимо помнить, что в психологии нет четкого определения границ этого этапа онтогенеза. Как правило, ученые выделяют две возрастные группы - от 60 до 75 лет и старше 75 лет, неодинаковые по своему психологическому и медицинскому состоянию[1].

Для людей, входящих в первую группу, характерно сохранение достаточно высокого уровня активности, а наиболее значимыми проблемами для них являются нарушение социально-психологической адаптации и вызываемый этим психологический дискомфорт.

Для тех, кто относится ко второй группе, на первый план выходят медицинские проблемы, связанные с ухудшением здоровья, слабостью и часто необходимостью постоянного ухода.

В литературе встречаются понятия «первой старости» и «второй старости», характеризующие пожилых людей, входящих в эти группы.

Психические изменения, наблюдающиеся в процессе старения, связаны с процессами инволюции в центральной нервной системе. Заметное увеличение времени реакции считается наиболее общим и универсальным признаком начала старения. Это проявляется в снижении силы и подвижности основных процессов жизнедеятельности, охватывающих как большинство сенсорных функций (зрение, слух, вкус, осязание), так и моторику, восприятие нового, запоминание - все поведение человека, включая способность к адаптации в изменяющихся условиях[2].

В разных теориях с различных методологических позиций рассматриваются причины психологических изменений в старости. Наиболее известна каскадная модель старения, которая предложена психогеронтологами, принадлежащими к школе бихевиоризма. Один из ее авторов, Биррен, выделил первичное и вторичное старение. Первичное (внешнее) старение - это нормальный процесс, не отягощенный хроническими болезнями. Вторичное (внутреннее) старение связано с патологическим ухудшением здоровья и сопровождается разнообразными хроническими заболеваниями, влияющими на функционирование мозга (сердечно-сосудистые заболевания, рак и т.п.).

На оба эти процесса оказывает влияние стиль жизни: место жительства, стрессы, морально-этические принципы, социоэкономический статус и многие другие его составляющие. Ухудшение здоровья при вторичном старении отличается от тех изменений, которые могут происходить перед смертью, и характеризуется когнитивным засыпанием.

Период терминального старения (приближающаяся смерть) может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет.

Каскадная модель объясняет некоторые аспекты интеллектуального функционирования в процессе старения:

первичное старение скорость перцепции,

вторичное старение рассуждение,

терминальное старение вербальные понятия.

Первичное старение снижает перцептивную скорость решения задач, т.е. скорость, с которой информация обрабатывается в ЦНС.

Вторичное старение влияет не только на скорость перцепции, но и на логические рассуждения (индукцию, решение абстрактных задач, формальные операции: выводы, заключения, предположения).

Наконец, в терминальном периоде нарушения затрагивают и другие уровни интеллекта, дополняя картину изменениями в понятийном мышлении (в нахождении информации и владении повседневными знаниями: словарный запас, понятливость, объем запоминаемой и хранящейся в памяти информации).

Однако данные о постепенном ослаблении по мере старения процессов восприятия и возможностей двигательной сферы сочетаются с весьма неоднозначной картиной изменений в области интеллекта, памяти и других высших психических функций. Таким образом, неправомерно связывать с периодом старости только регрессивные явления.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Потребности принадлежности и любви.
На этом уровне люди стремятся установить отношения привязанности с другими в своей семье или в группе. Ребенок хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются и он получает много ласки. Подростки, стремящиеся найти любовь в форме уважения и признания своей независимости и самостоятельности, тянуться к участию в религиозных, музыкальных, спортивных и других сп ...

Оценка как междисциплинарная проблема
Самым первым вопросом, с которого в данном случае приходится начать анализ является терминологический вопрос. Дело в том, что «оценка» является не только широко распространенным в разговорном языке, но и многозначным словом. При его употреблении в жизненных ситуациях люди легко улавливают его значение из контекста. Однако при попытке его научного определения, как, кстати, и во всех подобных случ ...

Внимание как условие усвоения
Для усвоения любого учебного материала необходимо внимание. Как выразился Ушинский, внимание «та дверь, через которую проходит все то, что только входит в душу человека внешнего мира». Если учителю не удается добиться внимания учащимся класса к тому, что он объясняет на уроке, то он говорит попусту, подобно человеку, показывающему картину людям, повернувшимся к ней спиной. Часто жалобы учащихся ...