Теории и традиции социальной геронтологии. Общая
характеристика позднего периода жизниСтраница 1
Отсутствие генетического подхода к изучению психологии взрослых людей до недавнего времени тормозило исследование возрастной изменчивости. Взрослый человек рассматривался, по определению Э.Клапареда, в состоянии «психической окаменелости». Считалось, что если по какой-либо причине процесс психического развития не завершился в детстве и юности, то с наступлением зрелости человеку трудно рассчитывать на возможности этого процесса, так как механизмы, обеспечивающие развитие, перестают функционировать.
Однако, благодаря появлению новых знаний о структуре развития психофизиологических функций взрослого человека, такая точка зрения была заменена иной, основанной на положении о безграничности личностного развития человека, о развитии как основном способе существования. Согласно этой точке зрения становление любой функции (физиологической, психофизиологической, психической) происходит непрерывно от рождения до старости, причем различные стороны функций изменяются с разной степенью интенсивности.
Это свидетельствует о том, что единая научная теория индивидуально-психического развития не может быть построена без специальной разработки ее фундаментального раздела - психологии зрелости и старения.
Говоря о позднем периоде жизни, необходимо помнить, что в психологии нет четкого определения границ этого этапа онтогенеза. Как правило, ученые выделяют две возрастные группы - от 60 до 75 лет и старше 75 лет, неодинаковые по своему психологическому и медицинскому состоянию[1].
Для людей, входящих в первую группу, характерно сохранение достаточно высокого уровня активности, а наиболее значимыми проблемами для них являются нарушение социально-психологической адаптации и вызываемый этим психологический дискомфорт.
Для тех, кто относится ко второй группе, на первый план выходят медицинские проблемы, связанные с ухудшением здоровья, слабостью и часто необходимостью постоянного ухода.
В литературе встречаются понятия «первой старости» и «второй старости», характеризующие пожилых людей, входящих в эти группы.
Психические изменения, наблюдающиеся в процессе старения, связаны с процессами инволюции в центральной нервной системе. Заметное увеличение времени реакции считается наиболее общим и универсальным признаком начала старения. Это проявляется в снижении силы и подвижности основных процессов жизнедеятельности, охватывающих как большинство сенсорных функций (зрение, слух, вкус, осязание), так и моторику, восприятие нового, запоминание - все поведение человека, включая способность к адаптации в изменяющихся условиях[2].
В разных теориях с различных методологических позиций рассматриваются причины психологических изменений в старости. Наиболее известна каскадная модель старения, которая предложена психогеронтологами, принадлежащими к школе бихевиоризма. Один из ее авторов, Биррен, выделил первичное и вторичное старение. Первичное (внешнее) старение - это нормальный процесс, не отягощенный хроническими болезнями. Вторичное (внутреннее) старение связано с патологическим ухудшением здоровья и сопровождается разнообразными хроническими заболеваниями, влияющими на функционирование мозга (сердечно-сосудистые заболевания, рак и т.п.).
На оба эти процесса оказывает влияние стиль жизни: место жительства, стрессы, морально-этические принципы, социоэкономический статус и многие другие его составляющие. Ухудшение здоровья при вторичном старении отличается от тех изменений, которые могут происходить перед смертью, и характеризуется когнитивным засыпанием.
Период терминального старения (приближающаяся смерть) может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет.
Каскадная модель объясняет некоторые аспекты интеллектуального функционирования в процессе старения:
первичное старение
скорость перцепции,
вторичное старение
рассуждение,
терминальное старение
вербальные понятия.
Первичное старение снижает перцептивную скорость решения задач, т.е. скорость, с которой информация обрабатывается в ЦНС.
Вторичное старение влияет не только на скорость перцепции, но и на логические рассуждения (индукцию, решение абстрактных задач, формальные операции: выводы, заключения, предположения).
Наконец, в терминальном периоде нарушения затрагивают и другие уровни интеллекта, дополняя картину изменениями в понятийном мышлении (в нахождении информации и владении повседневными знаниями: словарный запас, понятливость, объем запоминаемой и хранящейся в памяти информации).
Однако данные о постепенном ослаблении по мере старения процессов восприятия и возможностей двигательной сферы сочетаются с весьма неоднозначной картиной изменений в области интеллекта, памяти и других высших психических функций. Таким образом, неправомерно связывать с периодом старости только регрессивные явления.
Другое по теме:
Запрет на «двойные отношения»
(Двойными называются те отношения, в которых психолог, кроме профессиональной, выступает еще в какой-либо роли по отношению к клиенту).
Психологи предпочитают не вступать в контакт с клиентами за пределами профессиональных отношений, в том числе и после окончания терапии, поскольку подобные контакты могут нанести вред клиенту.
В ситуациях, когда психолог не может избежать внепрофессиональных о ...
Формирование временной перспективы в онтогенезе. История
развития изучения времени и временной перспективы личности
Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека и является одной из центральных тем философской рефлексии. С давних времен мыслителей волновали вопросы о том, реально ли «течение» времени или же это лишь иллюзия человеческого разума, представляет ли время некую первичную, самое себя определяющую сущность или же оно есть нечто вторичное, производное, зависимое от чего-то другого, более ...
Методы влияния религиозных культов
Религия является непосредственной, то есть эмоциональной, формой отношения людей к господствующим над ними чуждым силам, природным и общественным. Это и определяет значение религиозного культа. В нем получают свое выражение, прежде всего, эмоциональные моменты. Все современные богословы связывают крепость веры, прежде всего, с интенсивностью религиозно-эмоциональной жизни. Они понимают, что регу ...


