Теоретические и практические исследования РД. Ролевое
поведение личности как предмет изучения в отечественной и зарубежной психологииСтраница 2
Термин «социальная роль» прочно вошел в содержание предмета социальной психологии, хотя различные подходы к интерпретации социальных ролей обсуждаются до сих пор. Исходя из неоднозначной трактовки данного термина, в социальной психологии выделяются наиболее распространенные определения социальной роли:
· фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений; фиксация, нормативно одобренный образец поведения ожидаемый от каждого занимающего данную позицию;
· общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности, который несет печать общественной оценки (одобрение, осуждение, презрение и т. д.);
· поведение личности в соответствии с ее общественным статусом;
· обобщенный способ выполнение, определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия;
· устойчивый стереотип поведения в определенных социальных ситуациях; совокупность объективных и субъективных ожиданий (экспектаций), производных от социально-политической, экономической или какой-либо другой структуры общества;
· социальная функция личности, соответствующая принятым представлениям людей в зависимости от их, статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений;
· существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение в его взаимодействии с другими индивидами;
· система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, то есть как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами;
· открыто наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение в социальной группе
· представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации;
· предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию;
· набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения.
Проведя анализ исследований ролевого поведения в отечественной и зарубежной психологии, можно прийти к выводу, что данная проблема является актуальной для научных работ как отечественных, так и зарубежных психологов и социологов XX века, будет она актуальна и в XXI веке. Вместе с тем единого понимания и научного определения ролевого поведения в психологии пока не выработано. Более того, один из основателей теории ролей в зарубежной социальной психологии Т.Сарбин предлагает вообще не давать определение понятию «роль», считая, что эта метафора удобна для социально-психологического анализа определенных аспектов социального поведения, ссылаясь на этимологию слова «роль», взятого из театральной атрибутики.
Анализ отечественной и зарубежной психологической литературы показывает, что проблема роли и ролевого поведения до настоящего времени рассматривалась в следующих аспектах:
· Роль как существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами.
· Роль рассматривается как представление других людей о том, как должен вести себя индивид, занимающий определенное положение.
Другое по теме:
Формы духовного кризиса
"Проявления эволюционного кризиса сугубо индивидуальны, и нет двух схожих случаев его переживания. Внутри человеческой психики нет отчётливых границ; всё её содержание образует единый неделимый континуум. К тому же фрейдовское индивидуальное бессознательное четко не отделено от юнгианского коллективного бессознательного. Поэтому не следует ожидать, что различные типы духовного кризиса можно ...
Дети с ОДА. Психологические особенности
Опорно-двигательный аппарат человека состоит из костей и их соединений, а также из скелетных мышц, которые прикрепляются к костям. Образуя систему рычагов, опорно-двигательный аппарат выполняет функции опоры и движения человека в пространстве, перемены положения частей тела. Кости и их соединения являются пассивной частью опорно-двигательного аппарата. Мышцы, обладающие способностью сокращаться ...
Особенности воспитательной работы с личным составом внутренних войск. Общие принципы воспитательной работы по
формированию личностных качеств воинов внутренних войск
Работа офицера-воспитателя в частях и подразделениях должна строиться с учетом специфики возложенных на них задач. Исходя из перечня задач, изложенного в законодательных актах РФ и относящихся к компетенции внутренних войск [5, 6] можно предложить следующее условное группирование методик работы с личным составом по принципу возложенных на него задач:
1. Группа методик для военнослужащих карауль ...