Теоретические и практические исследования РД. Ролевое поведение личности как предмет изучения в отечественной и зарубежной психологии
Страница 2

Психология » Ролевые игры и социально-психологический тип личности - участника ролевой игры » Теоретические и практические исследования РД. Ролевое поведение личности как предмет изучения в отечественной и зарубежной психологии

Термин «социальная роль» прочно вошел в содержание предмета социальной психологии, хотя различные подходы к интерпретации социальных ролей обсуждаются до сих пор. Исходя из неоднозначной трактовки данного термина, в социальной психологии выделяются наиболее распространенные определения социальной роли:

· фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений; фиксация, нормативно одобренный образец поведения ожидаемый от каждого занимающего данную позицию;

· общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности, который несет печать общественной оценки (одобрение, осуждение, презрение и т. д.);

· поведение личности в соответствии с ее общественным статусом;

· обобщенный способ выполнение, определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия;

· устойчивый стереотип поведения в определенных социальных ситуациях; совокупность объективных и субъективных ожиданий (экспектаций), производных от социально-политической, экономической или какой-либо другой структуры общества;

· социальная функция личности, соответствующая принятым представлениям людей в зависимости от их, статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений;

· существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение в его взаимодействии с другими индивидами;

· система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, то есть как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами;

· открыто наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение в социальной группе

· представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации;

· предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию;

· набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения.

Проведя анализ исследований ролевого поведения в отечественной и зарубежной психологии, можно прийти к выводу, что данная проблема является актуальной для научных работ как отечественных, так и зарубежных психологов и социологов XX века, будет она актуальна и в XXI веке. Вместе с тем единого понимания и научного определения ролевого поведения в психологии пока не выработано. Более того, один из основателей теории ролей в зарубежной социальной психологии Т.Сарбин предлагает вообще не давать определение понятию «роль», считая, что эта метафора удобна для социально-психологического анализа определенных аспектов социального поведения, ссылаясь на этимологию слова «роль», взятого из театральной атрибутики.

Анализ отечественной и зарубежной психологической литературы показывает, что проблема роли и ролевого поведения до настоящего времени рассматривалась в следующих аспектах:

· Роль как существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами.

· Роль рассматривается как представление других людей о том, как должен вести себя индивид, занимающий определенное положение.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Управление конфликтами в организации
Психологами разработаны некоторые общие рекомендации по управлению конфликтами. 1. Знать, как развивается конфликт. Обычно он проходит несколько этапов: а) возникновение разногласий; б) возрастание напряженности в отношениях; в) осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из ее участников; г) собственно конфликтное взаимодействие, использование раз­личных межличностных стилей разрешени ...

Лечебные свойства музыкотерапии. Виды и формы музыкотерапии
Как уже отмечалось ранее, лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки была исключительно велика. Об этом говорят литературные и медицинские свидетельства излечения хореомании (пляски святого Витта) с помощью музыки. Так начала появляться музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в ...

Развитие творческой индивидуальности педагога, влияющей на профессиональный рост
В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Гуманизация образования в значительной степени зависит от ориентации учителя на творчество в его деятельности. Уровень творчества показывает меру реализации учителем своих возможностей и является важнейшей характеристикой его личности, обусловливающей авторский педагогич ...