Отклонения в психофизическом развитии
Страница 1

Психология » Отклонения в психофизическом развитии » Отклонения в психофизическом развитии

Предмет – изучение процесса психического развития в различных неблагоприятных условиях.

Отклоняющее развитие – обычное развитие, но протекающее в необычных (неблаг) условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивида.

Неблагоприятные условия м. условно разделить на 5 основных групп, исходя из условий нормального психического развития, на которые указывает Лурия: сохранность структур и функций ЦНС; сохранность анализаторных систем; адекватное возрасту воспитание и обучение; физическое здоровье; сохранность речевых систем. Многообразные нарушения любого из приведенных факторов способны приводить к появлению множества вариантов отклоняющегося развития.

Закономерности нарушенного развития: общие закономерности развития – законы развития, свойственны как норме, так и патологии; модально неспецифические - те особенности, которые свойственны всем детям с отклонением в развитии, не зависимо от варианта дизонтегенеза; модально специфические – характеризуют особенности психического развития, которые свойственны только для какой-то одной формы отклонений и которые отличают эту форму от всех остальных. Задачи СП: изучение закономерностей различных вариантов отклоняющегося развития; разработка методов психологической диагностики отклонений в развитии; создание коррекционных психологических технологий; изучение психологических проблем интеграции. Связь СП с возрастной психологией – знание законов норм. развития является для Сп отправной точкой, т.к. понятие «отклоняющееся развитие» - понятие относительное. Межпредм. связ. СП (психология развития, педагогич. псих., общая псих.,/спец. педагогик.,/психиатрия, невропатология, медицинская генетика).

Научный метод-это исторически выработанный способ получения достоверных сведений об изучаемом предмете, а методика-это конкретное воплощение метода, определённая техника его реализации. Методы психологич. исслед. д. отвечать следующ. требованиям: объективность; надёжность-качества метода исследования позволяющие получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода; валидность-качество метода, которое выражается в соответствии тому, для изучения и оценки чего он предназначен.

В СП формирующийся эксперимент по структурный позволяет раскрыть сам процесс достижения того или иного результата, а главное-достаточно точно определить потенциальные возможности испытуемого, т.е. зону его ближайшего развития, что важно для СП. Удается весьма продуктивно решить задачу по дифференциации 3 основных хар-к психич. Развития - возрастных, индивидуальных и патологических (дизонтогенетических), т.е. определить общие закономерности от специфических. Тест«+» экономичны, дают четкую количественную оценку полученному результату, наличие нормативов(сопоставимость с больш. выборк).

Компенсация, коррекция, реабилитация

Компенсация (возмещать, уравновешивать) - процесс возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Для теории и практики специальной психологии данная категория является одной из ключевых. Особое значение в понимании сущности компенсаторных механизмов сыграли исследования Анохина, Выготского, Лурии, Адлера, Штерна и др.

Пластичность психики как сложнейшей функциональной системы лежит в основе компенсаторных механизмов, основная сущность которых сводится к замене выпавшего ее звена на сохранное, в рез-те чего восстанавливается целостность функциональной системы и ее способность достигать необходимый результат. Компенсаторные процессы протекают под постоянным контролем и при участии высшей нервной деятельности и проходят несколько фаз:I фаза - обнаружение того или иного нарушения в работе организма.II - оценка параметров нарушения, его локализации и глубины (выраженности).III-формирование программы последовательности и состава компенсаторных процессов, мобилизации нервно-психических ресурсов индивида.IV - отслеживание процесса реализации этой программы (3 фазы).V - связана с остановкой компенсаторного механизма и закреплением его результатов. Остановка компенсаторного процесса связана с восстановлением нарушенной функции и возобновлением различных форм деятельности. Все компенсаторные процессы протекают одновременно на нескольких уровнях: Биологический (телесный) - компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически и бессознательно. Психологический - сложен по своему содержанию. Псих. ур-нь связан со способностью человека к адекватной оценке своих возможностей в условиях тех или иных нарушений, постановке реальных целей и задач, сохранения позитивного отношения к себе. Включает в себя работу защитных механизмов (неосознаваемых процессов, обеспечивающих снижение тревоги и внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях). На этом уровне разворачивается действие копинг-стратегий (сознательных усилий личности, направленных на поддержание позитивной самооценки в угрожающих для нее ситуациях). Социально-психологический –связан с общественным характером человеческого бытия. Процесс восстановления тех или иных нарушений во многом зависит от характера внешней помощи, от позиции окружающих по отношению к инвалиду. Ощущение духовного и социального благополучия базируется на осознании своей нужности кому-то или чему-то, а также на ясном понимании своей собственной независимости и автономности. Ощущение благополучия связывается с 3 основными жизненными «опорами» - семья, профессия, ближайшее окружение. Социальный (высший) – его реализация связана с отношением в целом общества к инвалидам.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Создание доверия в группе
Большинство авторов работ по теории и практике активных групповых методов соглашаются, что установление доверия очень важно для успешной работы группы. Без доверия групповое взаимодействие будет поверхностным, будет мало самоизучения. Не будет исходить вызов от одного члена группы к другому, и работа в группе будет подвержена влиянию затаенных чувств. «Ошибочно полагать, что люди «естественно» ...

Занятие №5 «Музыкандия»
Материалы: плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия, музыка, магнитофон, повязки на глаза. Психолог: Добрый день, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля! Сегодня мы совершим нашечетвертое путешествие. Вот карта, итак, куда мы сегодня отправляемся? ………. Верно! Надо наполнить наши паруса ветром. Помните, как мы это делали? “Корабль и ветер” Цель: настроит ...

Обратная связь как элемент межличностного общения
«В контексте социально-психологического тренинга в форме группы самоанализа проблема усвоения, традиционная для процесса обучения, по существу преобразуется, во-первых, в проблему получения участником сведений о том, как он воспринят в различных ситуациях группового взаимодействия, а во-вторых, в проблему принятия этих сведений» [35, 153]. Как показывает опыт повседневного общения, знания, полу ...