Шаманский кризис

Шаманизм – наиболее древняя религиозная и целительская практика человечества. Он возник, предположительно, ещё во времена палеолита и сохраняется по сей день в большинстве доиндустриальных культур. Становление шамана – знахаря или целителя – в различных культурах начинается с драматического эпизода непроизвольных мистических видений, получившего в антропологии наименование "шаманской болезни". В это время будущие шаманы практически утрачивают контакт с окружением и испытывают сильные переживания. Они путешествуют в "нижний мир", на них нападают демоны, подвергающие их неописуемым пыткам. Кульминацией этого нередко бывают переживания смерти и расчленения тела, за которыми следуют возрождение и восхождение в небесные сферы [9, С.44].

Существует множество описаний шаманской болезни, например [14, С.138-161]. Из них видно, что наиболее острый и продолжительный кризис наблюдается тогда, когда человек сопротивляется происходящим в нём изменениям. Болезненные явления сразу же смягчаются, стоит человеку начать сознательно входить в трансовые состояния, изменяя переживаемую реальность. Это облегчает прохождение через критическую фазу смерти / возрождения. После чего начинается второй этап развития шамана, связанный с изучением космологии, мифологии, ритуала, других премудростей, а также обретение духов-хранителей.

"Знание космологии и мифологии позволяли ориентироваться в путешествиях и правильно общаться с духами, ритуал являлся эффективным способом воздействия на неземные силы, а дух-помощник проводил шамана по иным мирам и оказывал содействие там, где это необходимо" [23, С.85].

Путешествие по иным мирам составляет основу техники шаманизма.

"Сообщение между космическими сферами полагалось возможным благодаря структуре мира, состоящего из трёх сфер – Земли (Средний мир), Неба (Верхний мир), и Преисподней (Нижний мир), соединённых между собой центральной осью. Считалось, что ось проходит через сквозное отверстие и является средством связи между тремя мирами: по ней боги спускаются на землю, мёртвые опускаются в подземный мир, а шаманы могут свободно курсировать по всем трём уровням и в пространстве, и во времени.

Именно в путешествиях, которые шаман совершал, как правило, с помощью духов-покровителей, он вступал в общение с неземными существами, приобретал силу и способности, отсутствующие у других людей и, что самое главное, решал поставленные перед ним задачи" [23, С.86].

В доиндустриальных культурах шаманские способности обычно передаются по наследственной линии [23, С.79]. Однако в настоящее время наблюдаются случаи, когда современные представители европейской цивилизации, переживали эпизоды, сильно напоминавшие шаманский кризис.

"Кроме физических и эмоциональных мучений, смерти и возрождения такие состояния включают в себя переживания связи с животными, растениями и элементальными силами или сущностями природы. Люди, переживающие подобные кризисы, могут проявлять спонтанные тенденции к созданию ритуалов, тождественных ритуалам практикующих шаманов" [9, С.44].

Другое по теме:

Проявления психической жизни во младенчестве
Во время утробного развития ребенок неразрывно связан с организмом матери. Все его жизненные функции: питание, дыхание, приспособление к температурным изменениям и т.п. осуществляются через организм матери. Рождение ребенка представляет собой качественный скачок, с которого начинается переход к новому, социальному типу развития. Ребенок человека рождается совершенно беспомощным, к моменту рожден ...

Барьер «избегание»
Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора). Иногда избегают не только источников информации, но и определенных ситуаций (например, стремление закрыть глаза при просмот ...

Ролевое движение. История ролевого движения
Сюжетом игры может стать мифология или фольклор какого-либо народа, например, языческие верования славян (фолъклёрка). Чаще всего ролевые игры проводятся по сюжетам "фэнтезийной" литературы или придумывается мастерами. Но первоисточниками ролевого движения, из которых заимствованы основные сюжеты, названия, термины, "расы" (названия видов разумных живых существ), являются про ...