Групповая работа с детьми с нарушениями речи по верботональному методуСтраница 4
На протяжении 3го и 4го года обучения – самый важный предмет – родной язык (развитие речи), затем математика и окружающий мир. На вибродоске занятия не проводятся. Вибратор используется по мере необходимости, если у детей нарушены ритм и интонация. Используется один вибратор или вибратор+ наушники.
Осуществляются все виды деятельности, что и в первый, и второй годы обучения, над развитием спонтанного голоса, имитации.
Групповые занятия занимают 80% времени детей. Во время занятий основное внимание уделяется развитию ритмических и интонационных моделей разговорного языка нормальным голосом. Дети постоянно получают речевую стимуляцию.
Очень интересны упражнения для развития мыслительных операций: сравнения, выявления противоречий, необходимых функций объекта. Например: «Дождь – это хорошо или плохо? Что хорошо, а что плохо, когда идёт дождь? и т.д. Ребёнок учится контролировать напряжение речевых мышц. Во время верботонального обучения глухие дети учатся одновременно и воспринимать речь, и говорить. Детям с нарушениями слуха и речи помогают воспринимать речь вибраторы, которые стимулируют их вестибуляторные, осязательные и проперцептивные чувства и наушники. Дети учатся произносить нормальные ритмические и интонационные модели нормальным голосом. Развивается осмысленная речь при участии детей в диалогах.
Все специалисты работают в тесном контакте с основным педагогом по программе групповых занятий, на речевом материале группы. Не нужно, чтобы дети на каждом занятии получали много разных новых понятий. Поэтому и достигаются хорошие результаты в реабилитации детей. Педагоги обмениваются дидактическим материалом.
Критерии оценивания работы первого и второго годов обучения:
1. Длительная речь с микрофоном.
2. Контроль над своим голосом Стимуляция звуком нормального голоса.
3. Умение различать силу голоса (звука): громкий – слабый.
4. Длительное слуховое внимание.
5. Интерес к звукам. Произносимыми ими.
6. Различение звучащих предметов и интерес к ним.
7. Распознавание голосов детей в группе и голоса педагога. (Аудитивная перцепция). Хороший спонтанный природный голос.
8. Наличие всех фаз развития, как у нормального ребёнка:
· физиологический крик (боль, радость от щекотки и т.д.);
· поэтическая предрасположенность, внутренняя гармония, комфортное состояние (гуление, удовольствие);
· аффективное эмоциональное выражение (злость, бешенство, удивление, смех). Внутренняя экспрессия, разрядка напряжения;
· игра органами речи (микромоторика), артикулирование гласных – спонтанно. Дети слушают себя. Глухому ребёнку надо помочь пройти эти стадии развития.
Результаты 4х лет обучения:
Дети научились слушать, с удовольствием носят слуховой аппарат, в речи употребляют предложения. Все звуки поставлены, но не все могут быть автоматизированы. Главное, чтобы они могли сказать предложение в ритме и интонации, в диалоге. Дети понимают вопросы, умеют вести диалог, имеют достаточную память, умеют задавать вопросы. Бывает, что дети имеют чистую звуковку, но не понимают, о чём идёт речь. Для массовой школы важна не чистая звуковка, а способность ребёнка мыслить.
Верботональный метод обучения и воспитания детей с нарушениями слуха и речи – основной для всех детей дошкольного и школьного стационара. Полностью исключено использование дактильной и жестовой речи.
Другое по теме:
Ощущение как психический процесс.
Понятие об ощущениях
Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человек получает с помощью анализаторов в виде ощущений или, иными словами, посредством сенсорных процессов.
Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер. Участие физического, физиологического и психического процессов в возникновении ощуще ...
Барьер «непонимание»
Зачастую источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем). Почему это происходит и как можно эти проблемы решить?
Обычно выделяют четыре барьера непонимания: фонетический (фонема — звук), семантический (семантика — смысловое значение слов), стилистический (стилистика — стиль изложения, соответствие формы и содержания), логич ...
Оценка как междисциплинарная проблема
Самым первым вопросом, с которого в данном случае приходится начать анализ является терминологический вопрос. Дело в том, что «оценка» является не только широко распространенным в разговорном языке, но и многозначным словом. При его употреблении в жизненных ситуациях люди легко улавливают его значение из контекста. Однако при попытке его научного определения, как, кстати, и во всех подобных случ ...