Теоретические основы проблемы развития памяти и мнемических процессов у
детей с нарушением зрения. Психологическая основы развития
памяти и основных мнемических процессов в дошкольном возрастеСтраница 3
Основное значение приобретает вопрос о зависимости запоминания от характера деятельности, в ходе которой оно совершается. Повседневные наблюдения свидетельствуют о том, что большая часть того, что мы запоминаем в жизни, запоминается нами непроизвольно, без специального намерения, и многое из того, что мы совсем не стремились запомнить, запоминаем так, что мы никогда не сможем забыть, – даже если бы этого и захотели. [4]
Исследования П. И. Зинченко (1978) в этом плане убедительно показали, что установка на запоминание, делающая запоминание прямой целью действия субъекта, не является сама по себе решающей для эффективности запоминания: непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного. [29]
Посвященное той же проблеме исследование А. А.Смирнова (1967) подтвердило тот факт, что непроизвольное запоминание может быть более продуктивным, чем намеренное запоминание. Экспериментальные данные показали также, что преимущество непроизвольного запоминания над произвольным при отсроченном воспроизведении оказывалось значительнее, чем при непосредственном воспроизведении, иногда более чем в два раза.
При сознательном запоминании и заучивании существенное значение приобретает рациональная организация первичного восприятия материала.
Когда целью является не воспроизведение, а лишь узнавание или опознание в последующем того, что в данный момент воспринимается, восприятие принимает характер специального ознакомления с предметом, выделения его опознавательных признаков и т.д. [59]
Исследования З. М. Истоминой (1978) показали, что в работе по закреплению материала, который человек должен запомнить, обычно значительное место отводится повторению. Продуктивность повторения зависит в значительной степени от того, в какой мере этот процесс превращается в новую переработку материала, связанную с новым, более углубленным его осмысливанием. Повторение, таким образом, не противопоставляется осмысливанию, а само пронизывается им, превращаясь во вторичную осмысленную переработку. Существенным условием запоминания является понимание.
М.И. Еникеев (1996) отмечает, что запечатление и запоминание проявляются в узнавании и воспроизведении. Из них узнавание является генетически (во всяком случае, в онтогенезе) более ранним проявлением памяти.
Узнавание выделяется из восприятия, и на первый план выступает деятельность соотнесения, сопоставления чувственных качеств, возникающих в процессе восприятия образа с предметом. Узнавание может происходить в нескольких планах. Самая элементарная первичная его форма это более или менее автоматическое узнавание в действии. Эта первая ступень узнавания проявляется в виде адекватной реакции на первичный раздражитель. Такое узнавание в действии возможно без узнавания в виде сознательного отожествления нового восприятия с предшествующим.
Следующей ступенью являются формы узнавания, которые связаны с чувством знакомости, без возможности, однако, отожествления узнанного предмета с ранее воспринятым.
Третьей ступенью узнавания является отожествление предмета. Предмет, данный в одном контексте, в одной ситуации, выделяется из этой ситуации и отожествляется с предметом, данным ранее в другом контексте. Такое узнавание по существу предполагает оформленность восприятия в понятии. Оно в свою очередь может совершаться на различных уровнях и на различном основании. [29]
В процессе воспроизведения воспроизводимое не только воспроизводится, но в известной мере и формируется, поскольку речевое оформление смыслового содержания формирует само это содержание. Мысль включается в процесс воспроизведения, уточняя, обобщая, систематизируя, перерабатывая и реконструируя содержание. Поэтому в самом существе воспроизведения заложена реконструкция воспроизводимого (в результате мыслительной его переработки) как существенный аспект воспроизведения. [33]
Воспроизведение может совершаться непроизвольно, определяясь в основном ассоциативным механизмом и неузнаванными установками. Оно может происходить и на основе сознательной установки на воспроизведение, превращаясь в таком случае в сознательный процесс вспоминания или, при затруднениях, припоминания. [59]
Другое по теме:
Деньги как объект психологических исследований
Деньги являются предметом многих социальных наук: антропологии, экономики, психологии, социологии. Различие в их подходах определяется, главным образом, их отношением к фундаментальному принципу экономической рациональности. Понятие «деньги» в экономических теориях определяется через их функции: деньги как средство обмена и обращения, как мера стоимости, средство платежа и накопления [21].
В пс ...
Типы как части нормальной структуры личности
В ранних исследованиях Айзенк выделял только два общих типа или суперфактора: экстраверсию (Extraversion) тип (E) и нейротизм (Neuroticism) тип (N) (Eysenck, 1947, 1952). В дальнейшем он определил третий тип - психотизм (Psychoticism) (P), хотя и не отрицал "возможность того, что впоследствии будут добавлены еще какие-то измерения". Айзенк рассматривал все три типа как части нормальной ...
Поддержание
верности новообращенных
Деструктивные культы осознают, что даже самые преданные обращенные поддаются сомнениям и могут отступиться, если только они не подвергаются интенсивной и постоянной программе поддержки. Поэтому много времени и усилий вкладывается в поддержание верности обращенных, путем использования тактик, подобных описанным ниже.
Убедить обращенного придерживаться сурового стиля жизни, который отражает культ ...