Теоретические основы проблемы развития памяти и мнемических процессов у
детей с нарушением зрения. Психологическая основы развития
памяти и основных мнемических процессов в дошкольном возрастеСтраница 4
С. Л. Рубинштейн (1946) отмечает, что зависимость между припоминанием и воспроизведением двусторонняя, взаимная. Припоминание является не только предпосылкой воспроизведения, но и его результатом, оно совершается в самом процессе воспроизведения на основе контекста, который в нем оформляется. Необходимость при воспроизведении оформить в речи смысловое содержание мобилизует мысль, по мере развертывания в речи содержания припоминается то, что казалось забытым. В зависимости от характера опорных точек, из которых оно исходит, припоминание может совершаться как переход от отдельных частей к целому и как переход от смысла целого к отдельным частям. [59]
Существенной особенностью активного воспроизведения является сознательное отношение к воспроизводимому. Воспроизведение осознается субъектом в своем отношении к прошлому, которое оно воспроизводит; отсюда стремление к точности, к правильному, адекватному воспроизведению. В силу этого воспроизведение превращается в сознательную реконструкцию прошлого, в которой существенную роль играет мыслительная работа сопоставления, умозаключения, проверки. Память, воспроизводящая прошлое, и мышление, восстанавливающее это прошлое, опосредованно, путем умозаключения, сплетаются в этом процессе в неразрывном единстве, взаимопроникая друг в друга.
Уже при воспроизведении образного материала более или менее отчетливо проявляется его трансформация и систематизирующая работа мысли. В воспроизведении смыслового содержания, данного в речевой форме, в виде связного текста, запоминание которого практически бывает особенно значимо, в частности в учебной работе, преобразование, реконструкция в процессе воспроизведения приобретают особое значение.
При реконструкции отчетливо выявляется работа мысли, оперирующей во внутреннем взаимодействии с речью в процессе сохранения и воспроизведения, и с полной доказательностью обнаруживается невозможность трактовать процесс воспроизведения как продукт памяти, понимаемой в смысле отдельной абстрактной функции.
Реконструкция как качественный аспект воспроизведения проявляется в различных формах (изменения плана, умозаключения и выводы, различного рода перестановки, сдвиги и т.д.). По своей психологической природе она является, прежде всего, результатом непреднамеренной, но безусловно направленной работы мысли внутри воспроизведения. [61]
Исследования С. Л. Рубинштейна (1946) показали, что в возрастном плане у детей младшего возраста чаще, чем у старших дошкольников, вторичное воспроизведение оказывается более полным (чем первое воспроизведение); у старших дошкольников чаще, чем у младших, встречается замена словесного текста с сохранением смыслового содержания; при этом характер замен также изменяется: у старших детей они носят более обобщенный характер; младшие дети заменяют одно частное понятие другим частным понятием (более им привычным); старшие же заменяют его более обобщенным понятием; изменение структуры текста встречается только в старших возрастах; у старших детей воспроизведение более обобщенное и с ярче выраженным смысловым отбором. [59]
Частным видом воспроизведения является процесс вспоминания. Вспоминание – это представление, отнесенное к более или менее точно определенному моменту в истории нашей жизни. [19]
Эта сторона памяти неразрывно связана со всем процессом формирования личности. Это специфическая человеческая память. Локализация воспоминаний, располагающая события прошлого в определенном месте последовательного хода нашей жизни, обычно является продуктом тесного сплетения непосредственно всплывающих воспоминаний и опосредованного процесса их восстановления. [58]
Опорные точки для восстановления наших воспоминаний и их локализации доставляет нам социальная жизнь. Наши воспоминания обычно относятся к ситуациям, в которых принимали участие другие люди, хотя бы нашего ближайшего окружения. Очень часто основные вехи нашей жизни определяются событиями общественной жизни.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. В самом деле, если нам трудно или почти невозможно припомнить что-либо из событий раннего детства, то обсуждаемый возраст уже оставляет много ярких воспоминаний. Прежде всего, это относится к старшему дошкольному возрасту.
Другое по теме:
Социальная зрелость личности
Проблематикой социальной зрелости личности занимаются различные науки. К ним относятся педагогика, психология, социология, криминология и др. Перечень этот кому-то может показаться странным — а почему
же в этом ряду стоит и криминология? Ученые считают, что изучить любое явление полностью мы можем, лишь всесторонне рассмотрев
его. То есть исследователь для полноты картины всегда обязан учитывать ...
Исследование типа личности ролевика. Программа исследования. Карл Густав
Юнг: аналитическая психология
Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей: коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Если индивидуальное бессознательное и сознание являются чисто личностными, прижизненными приобретениями, то коллективное бессознательное – своего рода "память поколений", то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Юнг писал: & ...
Возрастные особенности мотивации подростков. Профессиональная
мотивация трудовой деятельности человека
Мотивы, связанные с трудовой деятельностью человека, можно разделить на три группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы; конкретная деятельность определяется в конечном итоге всеми этими мотивами (мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, а последние ведут к мотивам выбора места работы).
Рассмотрим те побудительные ...