Экспериментальное исследование взаимоотношений с матерью и агрессивного поведения подростков. Описание методов и методик исследования
Страница 1

Психология » Специфика взаимоотношений с матерью как условие агрессивности в подростковом возрасте » Экспериментальное исследование взаимоотношений с матерью и агрессивного поведения подростков. Описание методов и методик исследования

Цель исследования: выявить взаимосвязь отношений подростков с матерью и агрессивности в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования: можно предположить, что специфика отношений матери влияет на агрессивность подростка: гиперпротекция является условием физической агрессии, потворствование – вербальной агрессии, эмоциональное отвержение – условием обиды.

Задачи исследования:

1. Исследовать проявления агрессивного поведения подростков.

2. Провести обследование семейной ситуации у подростков.

3. Исследовать взаимосвязь агрессивных проявлений с семейной ситуацией развития.

4. Провести сравнительно сопоставительный анализ факторов агрессивного поведения с помощью методов математической статистики.

Организация экспериментальной работы. В исследовании приняли участие 40 подростков, учащихся 7-8-х классов муниципальной общеобразовательной школы № 51 и их матери.

Методики исследования:

1. Тест руки (Hand test);

2. Методика «Диагностика показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки;

3. Опросник «Родителей оценивают дети» (РОД);

4. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ).

Для исследования агрессивного поведения подростов нами применялась методика «Диагностика показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки [62], в которой измеряются следующие виды реакций:

- Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

- Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или не на кого не направленная.

- Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

- Негативизм – оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаях и законах.

- Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

- Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

- Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

- Чувство вины – выражает возможное убеждения субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемые отвечает «да» или «нет» (см. приложение 1).

Для дополнительного изучения агрессивных проявлений был использован тест руки (Hand test). В отличие от большинства проективных методик, в которых внимание фиксируется на общей картине личности, а не на измерении отдельных ее свойств, тест руки (Hand test) допускает обе эти возможности.

Тест руки (Hand test) (Приложение 2) - проективная методика исследования личности. Впервые был опубликован в 1961 году Б.Брайклином, З.Пиотровским, Э.Вагнером. В нашей стране тест был адаптирован Т.Н. Курбатовой для взрослых старше 16 лет. С 1988 года тест адаптировался на детях детским клиническим психологом Н.Я. Семаго.

Тест выявляет существенные потребности, мотивы, конфликты личности исследуемой группы. Целью данной методики явилось не столько выявление агрессивных тенденций у детей-подростков, сколько наличие ожидаемой агрессии со стороны окружения, выявления активной или пассивной личностной позиции; выявление общего уровня психической активности; анализ показателей эмоциональной сферы и межличностных отношений подростка. Основными оценочными категориями стали следующие показатели: активность (1), пассивность (2), тревожность (3) , агрессивность (4), директивность (5), коммуникативность (6), демонстративность (7), зависимость (8), физическая дефицитарность (ущербность) (9).

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Теоретические основы исследования психологической готовности младших школьников к обучению в средней школе. Проблема психологической готовности в психолого-педагогических исследованиях
Готовность к действию характеризуется направленностью на выполнение того или иного действия. Предполагает наличие определенных знаний, умений, навыков; готовность к противодействию возникающим в процессе выполнения действия препятствий; приписывание личностного смысла выполняемому действию. Готовность к действию реализуется за счет проявления отдельных составляющих действия: нейродинамической сф ...

Тесты
1.Нижний уровень иерархическая система организации поведения. а - специфические действия или мысли б- привычные действия или мысли в - относительно постоянное личное свойство г -тип формируется из нескольких связанных между собой черт 2 Экстравертный тип характеризуется: А - общительностью и импульсивностью. Б - , пассивных, необщительных. В - часто жалуются на физические недомогания Г ...

Психологическая мысль в эпоху эллинизма
В результате походов македонского царя Александра (IV век до н.э.) возникла крупнейшая мировая монархия древности. Вскоре она распалась, и ее распад открыл новый период в истории Древнего мира - эллинистический, для которого был характерен синтез элементов культуры Греции и стран Востока. Положение личности в обществе коренным образом изменилось. Свободный грек утрачивал связь со своим родным г ...