Экспериментальное
исследование взаимоотношений с матерью и
агрессивного поведения подростков. Описание методов и методик
исследованияСтраница 1
Цель исследования: выявить взаимосвязь отношений подростков с матерью и агрессивности в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: можно предположить, что специфика отношений матери влияет на агрессивность подростка: гиперпротекция является условием физической агрессии, потворствование – вербальной агрессии, эмоциональное отвержение – условием обиды.
Задачи исследования:
1. Исследовать проявления агрессивного поведения подростков.
2. Провести обследование семейной ситуации у подростков.
3. Исследовать взаимосвязь агрессивных проявлений с семейной ситуацией развития.
4. Провести сравнительно сопоставительный анализ факторов агрессивного поведения с помощью методов математической статистики.
Организация экспериментальной работы. В исследовании приняли участие 40 подростков, учащихся 7-8-х классов муниципальной общеобразовательной школы № 51 и их матери.
Методики исследования:
1. Тест руки (Hand test);
2. Методика «Диагностика показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки;
3. Опросник «Родителей оценивают дети» (РОД);
4. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ).
Для исследования агрессивного поведения подростов нами применялась методика «Диагностика показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки [62], в которой измеряются следующие виды реакций:
- Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
- Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или не на кого не направленная.
- Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
- Негативизм – оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаях и законах.
- Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
- Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
- Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
- Чувство вины – выражает возможное убеждения субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемые отвечает «да» или «нет» (см. приложение 1).
Для дополнительного изучения агрессивных проявлений был использован тест руки (Hand test). В отличие от большинства проективных методик, в которых внимание фиксируется на общей картине личности, а не на измерении отдельных ее свойств, тест руки (Hand test) допускает обе эти возможности.
Тест руки (Hand test) (Приложение 2) - проективная методика исследования личности. Впервые был опубликован в 1961 году Б.Брайклином, З.Пиотровским, Э.Вагнером. В нашей стране тест был адаптирован Т.Н. Курбатовой для взрослых старше 16 лет. С 1988 года тест адаптировался на детях детским клиническим психологом Н.Я. Семаго.
Тест выявляет существенные потребности, мотивы, конфликты личности исследуемой группы. Целью данной методики явилось не столько выявление агрессивных тенденций у детей-подростков, сколько наличие ожидаемой агрессии со стороны окружения, выявления активной или пассивной личностной позиции; выявление общего уровня психической активности; анализ показателей эмоциональной сферы и межличностных отношений подростка. Основными оценочными категориями стали следующие показатели: активность (1), пассивность (2), тревожность (3) , агрессивность (4), директивность (5), коммуникативность (6), демонстративность (7), зависимость (8), физическая дефицитарность (ущербность) (9).
Другое по теме:
Функции семьи и их взаимосвязь
Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: р ...
Факторы, обуславливающие
агрессивное поведение детей
Биологические, генетические и биохимические факторы
Родившийся ребенок в течение определенного времени продолжает представлять собой в большой степени биологическое существо, несмотря на свою постоянную и сильную зависимость от социального окружения. Как считает Л.С.Выготский [5], необходимо принимать во внимание существование определенных биологических корней агрессивного поведения. Возможно, ...
Мотивация в работах отечественных ученых
В настоящее время мотивация как психологическое явление трактуется по-разному.
Все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно схеме В. Д. Шадрикова (1982), мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как ...