Экспериментальное исследование взаимоотношений с матерью и агрессивного поведения подростков. Описание методов и методик исследования
Страница 2

Психология » Специфика взаимоотношений с матерью как условие агрессивности в подростковом возрасте » Экспериментальное исследование взаимоотношений с матерью и агрессивного поведения подростков. Описание методов и методик исследования

Для изучения семейной ситуации развития применялся опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)[63]. Методика предназначена для изучения опыта родителей в воспитании ребенка и поиска ошибок в родительском воспитании. Она позволяет диагностировать дисфункции в системе взаимного влияния членов семьи, нарушения в структурно- ролевом аспекте жизнедеятельности семьи и в механизме ее интеграции.

Опросник включает 130 утверждений, касающихся воспитания детей. В него заложены 20 шкал. Первые 11 шкал отражают основные стили семейного воспитания; 12, 13, 17 и 18 шкалы позволяют получить представления о структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи; 14, 15 шкалы демонстрируют особенности функционирования системы взаимных влияний; 16, 19, 20 шкалы – работу механизмов семейной интеграции.

1. Гиперпротекция (Г+) - воспитание является центральным делом в жизни родителей.

2. Гипопротекция (Г-) – до ребенка «не доходят руки». За него берутся лишь время от времени.

3. Потворствование (У+) – родители стремятся к максимальному и некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка.

4. Игнорирование потребностей подростка (У-) – характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребёнка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребности в эмоциональном контакте, общении с родителями, в их любви.

5. Чрезмерность требований (Т+) – именно это качество лежит в основе типа неправильного воспитания «повышенная моральная ответственность). Требования к ребёнку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям. Такие родители, как правило, осознают, что ребенок очень загружен, но не видят чрезмерности нагрузки.

6. Недостаточность обязанностей подростка (Т-) – ребёнок имеет минимальное количество обязанностей в семье.

7. Чрезмерность требований – запретов (доминирование) (З+) – в этом случае ребенку всё нельзя. Ему предъявляется огромное количество требований ограничивающих его свободу и самостоятельность.

8. Недостаточность требований – запретов (З-) – родители транслируют ребенку, что ему «все можно». Даже если существуют какие – то запреты, ребенок их легко нарушает, зная, что с него никто не спросит.

9. Чрезмерность санкций (жестокий стиль воспитания) (С+) – для этих родителей характерна приверженность к строгим наказаниям, чрезмерная реакция даже на незначительные нарушения.

10. Минимальность санкций (С-) – родители склонны обходится без наказаний или применять их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.

11. Неустойчивость стиля воспитания (Н) – резкая смена стиля воспитания, приемов воспитания (от очень строгого стиля к либеральному и, наоборот, от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению. При этом родители, как правило, признают значительные колебания в воспитании, но не осознают размах.

Возможно большое количество сочетаний перечисленных стилей семейного воспитания. Однако важное значение имеют устойчивые сочетания, формирующие следующие стили неправильного воспитания.

Потворствующая гиперпротекция – ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей (Г+ У+ Т- З- С-).

Доминирующая гиперпротекция. Ребенок тоже находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, но в то же время лишают его самостоятельности, ставят многочисленные ограничения и запреты (Г+Ус Тс З+ С-).

Эмоциональное отвержение – заключает в себе сочетание пониженной протекции и игнорирование потребностей ребенка и нередко проявляется в жестоком обращении с ним (Г-У-ТсЗсСс).

Повышенная моральная ответственность – образует высокое сочетание высоких требований к ребенку и одновременно с этим понижением внимания к нему меньшей заботой о нем (П-У-Т+).

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Факторный анализ
Факторный анализ - статистический метод, который используется при обработке больших массивов экспериментальных данных. Задачами факторного анализа являются: сокращение числа переменных (редукция данных) и определение структуры взаимосвязей между переменными, т.е. классификация переменных, поэтому факторный анализ используется как метод сокращения данных или как метод структурной классификации. ...

Основы понимания духовного кризиса
На мой взгляд, основы понимания духовного кризиса в западной психологической науке были заложены американским философом и психологом Уильямом Джемсом (1842 – 1910). Его книга "Многообразие религиозного опыта" [12] - это классический труд, обосновывающий важность религиозного опыта в человеческой жизни и дающий примеры описания случаев духовного кризиса и их разрешения, ведущего к более ...

Условия развития воображения в дошкольном возрасте
Возникновение и развитие воображения – социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее – речь. Г.А. Урунтаева отмечает, что воображение – основное новообразование дошкольного детства. Этот возрас ...