Экспериментальное
исследование взаимоотношений с матерью и
агрессивного поведения подростков. Описание методов и методик
исследованияСтраница 2
Для изучения семейной ситуации развития применялся опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)[63]. Методика предназначена для изучения опыта родителей в воспитании ребенка и поиска ошибок в родительском воспитании. Она позволяет диагностировать дисфункции в системе взаимного влияния членов семьи, нарушения в структурно- ролевом аспекте жизнедеятельности семьи и в механизме ее интеграции.
Опросник включает 130 утверждений, касающихся воспитания детей. В него заложены 20 шкал. Первые 11 шкал отражают основные стили семейного воспитания; 12, 13, 17 и 18 шкалы позволяют получить представления о структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи; 14, 15 шкалы демонстрируют особенности функционирования системы взаимных влияний; 16, 19, 20 шкалы – работу механизмов семейной интеграции.
1. Гиперпротекция (Г+) - воспитание является центральным делом в жизни родителей.
2. Гипопротекция (Г-) – до ребенка «не доходят руки». За него берутся лишь время от времени.
3. Потворствование (У+) – родители стремятся к максимальному и некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка.
4. Игнорирование потребностей подростка (У-) – характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребёнка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребности в эмоциональном контакте, общении с родителями, в их любви.
5. Чрезмерность требований (Т+) – именно это качество лежит в основе типа неправильного воспитания «повышенная моральная ответственность). Требования к ребёнку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям. Такие родители, как правило, осознают, что ребенок очень загружен, но не видят чрезмерности нагрузки.
6. Недостаточность обязанностей подростка (Т-) – ребёнок имеет минимальное количество обязанностей в семье.
7. Чрезмерность требований – запретов (доминирование) (З+) – в этом случае ребенку всё нельзя. Ему предъявляется огромное количество требований ограничивающих его свободу и самостоятельность.
8. Недостаточность требований – запретов (З-) – родители транслируют ребенку, что ему «все можно». Даже если существуют какие – то запреты, ребенок их легко нарушает, зная, что с него никто не спросит.
9. Чрезмерность санкций (жестокий стиль воспитания) (С+) – для этих родителей характерна приверженность к строгим наказаниям, чрезмерная реакция даже на незначительные нарушения.
10. Минимальность санкций (С-) – родители склонны обходится без наказаний или применять их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.
11. Неустойчивость стиля воспитания (Н) – резкая смена стиля воспитания, приемов воспитания (от очень строгого стиля к либеральному и, наоборот, от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению. При этом родители, как правило, признают значительные колебания в воспитании, но не осознают размах.
Возможно большое количество сочетаний перечисленных стилей семейного воспитания. Однако важное значение имеют устойчивые сочетания, формирующие следующие стили неправильного воспитания.
Потворствующая гиперпротекция – ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей (Г+ У+ Т- З- С-).
Доминирующая гиперпротекция. Ребенок тоже находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, но в то же время лишают его самостоятельности, ставят многочисленные ограничения и запреты (Г+Ус Тс З+ С-).
Эмоциональное отвержение – заключает в себе сочетание пониженной протекции и игнорирование потребностей ребенка и нередко проявляется в жестоком обращении с ним (Г-У-ТсЗсСс).
Повышенная моральная ответственность – образует высокое сочетание высоких требований к ребенку и одновременно с этим понижением внимания к нему меньшей заботой о нем (П-У-Т+).
Другое по теме:
Тест Холланда «Мечты о профессиях»
Каждый год миллионы людей приходят к пониманию важности точного определения круга своих профессиональных интересов. Уже более 10 млн. человек воспользовались данной методикой для изучения данных о себе. Она была изучена исследователями во многих странах и показала прекрасные результаты. Она дает не только скрупулезное описание типов индивидуумов и профессий, но и дает возможность определить соот ...
Воспитательная работа с призывниками
Современная ситуация в армии объективно предполагает необходимость глубокого и полного изучения психолого-педагогических особенностей военнослужащих, проходящих службу по призыву
и соответствующую коррекцию воспитательной работы с ними. Выделение этой категории военнослужащих в воспитательном процессе обусловлено тем, что она составляет большую часть воинских подразделений и именно на нее возла ...
Восприятие и понимание учениками педагогов
Детям важно, чтобы их любили, чтобы к ним хорошо относились, жалели, были к ним внимательны, не очень кричали, хорошо объясняли, читали и интересно рассказывали, помогали на продленке. Они совсем не выносят такой «строгости», которой они пугаются, и уж совсем не выносят крика, оскорблений и злобы в их адрес. Начальная школа для детей очень сложна в плане адаптации к новым условиям, правилам и тр ...