Факторы и условия, влияющие на формирование агрессивного поведения
Страница 2

Психология » Специфика взаимоотношений с матерью как условие агрессивности в подростковом возрасте » Факторы и условия, влияющие на формирование агрессивного поведения

По мере формирования и развития самой личности, в частности, её самосознания, агрессивность становится всё более контролируемым параметром. Такая динамика становления агрессивных форм поведения, прежде всего, свидетельствует о том, что агрессия отнюдь не является неизбежным атрибутом поведения. Она говорит о возможности установления контроля над агрессией и указывает на конкретные механизмы, ответственные за этот контроль. Это - уровень развития личности в целом, в котором отражается мера её структурированности и интегрированности, а также уровень развития самосознания личности.

Влияя на процесс его формирования, создавая условия для его оптимального развития, мы тем самым создаём условия, предотвращающие появление сознательных форм агрессивного поведения. Именно поэтому становится важным выяснение факторов, влияющих на формирование агрессивного поведения человека.

Выводы

1. Внешними факторами, негативно влияющими на развитие и поведение детей и подростков являются:

- процессы, происходящие в обществе: отсутствие ясной позитивной государственной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей; несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений; безработица (явная или скрытая); отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми; разрушение и кризис традиционных институтов социализации подрастающего поколения (детских и юношеских организаций, семьи и школы); пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации; отсутствие своевременной и квалифицированной диспансеризации детей, позволяющей выявить физические и психические нарушения здоровья детей и подростков, оказывать им помощь по итогам диспансеризации; недоступность для детей бесплатного качественного дополнительного образования (кружков, секций и т. п.); доступность табака, алкоголя, наркотиков .

- состояние семьи, её атмосфера: неполная семья; материальное положение семьи (как бедность, так и богатство); низкий социально - культурный уровень родителей; отсутствие семейных традиций; стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребёнка); отрицание самоценности ребёнка; удовлетворение потребностей детей (их недостаток и избыток); злоупотребление родителями алкоголя, наркотиков и др.; попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ;

- недостатки, идущие от организации внутришкольной жизни: низкий уровень развития и учебной мотивации детей, поступающих в школу; навешивание ярлыков, подавление учителями личности ученика (угрозы, оскорбления и др.); отсутствие связи школы с семьёй учеников, авторитарный или попустительский стиль взаимоотношений в системе «ученик – учитель» и т. д.

2. К внутренним факторам риска относятся: низкая самооценка, неуверенность в себе, не умение практически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства и реакции на самого себя и других людей, ощущение собственной незначительности и т.д.

3. По мнению Р. Бэрона и Д. Ричардсона, дети получают знания о моделях агрессивного поведения из трёх источников: семья, сверстники и масс - медиа.

4. К детерминантам агрессивного поведения относят личностные и биологические предпосылки: тревога, связанная со страхом социального неодобрения, предвзятая атрибуция враждебности других, раздражительность и эмоциональная чувствительность, внешний локус контроля, авторитаризм, напористость, честолюбие, нетерпение, полинезависимость, а также самонеприятие, чрезмерный самоконтроль или его полное отсутствие; хромосомные нарушения, гормональные сдвиги, отклонения со стороны центральной нервной системы.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Память. Общие положения
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память — основа психической деят ...

Современная классификация отклонений в развитии
Классифицирование представляет собой своеобразный метод познания общих закономерностей, лежащих в основе научного предмета. Классификации отличаются друг от друга тем признаком или признаками, которые укладываются в качестве основы процесса классифицирования. Нарушения развития (дизонтогении) Время возникновения Врожденные Приобретенные Обратимость Обратимые Частично обратимые Необратимые Х ...

Требования к готовности психолога к психокоррекционному воздействию
Основные компоненты профессиональной готовности к коррекцнонному воздействию Теоретический компонент: знание теоретических основ коррекционной работы, способов коррекции и т.д. Практический компонент: владение конкретными методами и методиками коррекции. Личностная готовность: психологическая проработанность у психолога собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать ...