Психологическая
характеристика агрессивного поведения. Теории агрессии и агрессивного поведенияСтраница 5
· скрытая в мечтах, фантазиях агрессия, выражается вербально или в мыслях, реже в рисунках.
Прямая агрессия непосредственно направлена против жертвы, при косвенной агрессии жертва не присутствует, а о ней распространяется клевета, или же отрицательно отзываются о работах жертвы, или агрессия направляется против объектов-заменителей, представителей "круга" жертвы.
А. Басс указывал, что следует различать враждебность и агрессивность. Враждебность выражается чувством возмущения, обиды и подозрительности. Причем враждебная личность не обязательно агрессивна, и наоборот.
Если останавливаться на вербальной агрессии, то можно выделить следующие ее виды на основании содержания высказывания: многочисленные отпоры; отрицательные отзывы и критические замечания; выражение отрицательных эмоций, например, недовольства в виде брани, затаенной обиды, недоверия, ярости и ненависти; высказывание мыслей и желаний агрессивного содержания; оскорбления, угрозы, принуждения, вымогательства; упреки и обвинения[9].
Говоря о негативной стороне агрессии, Р. Мэй отмечает, что она несет с собой тревогу и вину[10]. Условно можно говорить о конструктивной и неконструктивной формах агрессии (по терминологии Э. Фромма - доброкачественной и злокачественной)[11]. Различие перечисленных форм заключается в намерениях, предшествующих проявлению агрессивности. При конструктивной агрессии злой, преступный умысел нанести кому-либо из окружающих вред отсутствует, тогда как при неконструктивной он является основой выбора именно данного способа взаимодействия с людьми.
Конструктивная форма агрессии может быть названа также псевдоагрессией. Э. Фромм описывает в рамках псевдоагрессивного поведения непреднамеренную, игровую, оборонительную, инструментальную агрессии, агрессию как самоутверждение. Также агрессию делят на враждебную и инструментальную. Термин враждебная приложим к тем случаям проявления агрессии, когда главной целью агрессора является причинение страданий жертве. Понятие инструментальная, наоборот, характеризуют случаи, когда агрессоры нападают на других людей, преследуя цели не связанные с причинением вреда.
И.Б. Бойко предлагает включать в типологию форм агрессивности адаптивную агрессию - стиль поведения, соответствующий стереотипам, выработанным в конкретной среде и микросоциуме, и патологическую агрессию, обусловленную каким-либо психическим недоразвитием или расстройством.
По мнению Н.Д. Левитова, агрессию можно классифицировать следующим образом: типичная для характера человека агрессия; нетипичная для характера человека агрессия; эпизодическая, преходящая агрессия[12].
Другим известным представителем поведенческого подхода является А. Бандура[13].
Он утверждает, что для возникновения агрессии недостаточно того, чтобы субъект был фрустрирован и испытывал чувство неудовлетворенности. Субъект должен ещё иметь перед собой некий агрессивный пример для обучения и подражания. Модель является одновременно как источником готовности к агрессивным действиям, так и стимулятором агрессивного поведения.
Так эмпирические данные свидетельствуют о том, что наказание может способствовать как подавлению агрессии, так и стимуляции, включая овладение формами агрессивных действий. Известно, например, что агрессивные мальчики воспитывались родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие. Именно поэтому ряд исследователей считает наказание моделью агрессивного поведения, передаваемое ребёнку взрослыми.
Другое по теме:
Групповая динамика в СПТ
Описанием стадий развития групп занимались целый ряд исследователей, и из этих описаний явствует, что, несмотря на специфичность содержания деятельности отдельных групп, которое значительно различается, направление и процесс развития очень похожи. Другими словами, несмотря на природу группы и теоретическую ориентацию ведущего, имеются некоторые общие тенденции, которые становятся очевидными в бо ...
Роль эмоций
Эмоции – это особая форма отражения внешнего мира или внутреннего состояния человека, связанная с удовлетворением или неудовлетворением его органических или социальных потребностей, с осуществлением или утратой его жизненных целей. Эмоции в жизни человека выполняют следующие роли:
отражательно-оценочная,
защитную функцию, управляющая, мобилизующую функцию,
компенсаторную функцию, сигнальная, дез ...
Диагностика мотивации учения дошкольников
В результате диагностики особенностей мотивации учения испытуемых, мы получили следующие количественные данные.
Таблица 11
Результаты диагностика мотивации учения дошкольников
№ п\п
Группа «А»
(гиперактивные дети)
Группа «В»
(негиперактивные дети)
1.
учебный мотив
4
(13.3%)
16
(53.3%)
2.
внешний мотив
10
(33.3%)
10
(33.3%)
3.
игровой мотив
16
...


