Психологическая характеристика агрессивного поведения. Теории агрессии и агрессивного поведения
Страница 5

Психология » Специфика взаимоотношений с матерью как условие агрессивности в подростковом возрасте » Психологическая характеристика агрессивного поведения. Теории агрессии и агрессивного поведения

· скрытая в мечтах, фантазиях агрессия, выражается вербально или в мыслях, реже в рисунках.

Прямая агрессия непосредственно направлена против жертвы, при косвенной агрессии жертва не присутствует, а о ней распространяется клевета, или же отрицательно отзываются о работах жертвы, или агрессия направляется против объектов-заменителей, представителей "круга" жертвы.

А. Басс указывал, что следует различать враждебность и агрессивность. Враждебность выражается чувством возмущения, обиды и подозрительности. Причем враждебная личность не обязательно агрессивна, и наоборот.

Если останавливаться на вербальной агрессии, то можно выделить следующие ее виды на основании содержания высказывания: многочисленные отпоры; отрицательные отзывы и критические замечания; выражение отрицательных эмоций, например, недовольства в виде брани, затаенной обиды, недоверия, ярости и ненависти; высказывание мыслей и желаний агрессивного содержания; оскорбления, угрозы, принуждения, вымогательства; упреки и обвинения[9].

Говоря о негативной стороне агрессии, Р. Мэй отмечает, что она несет с собой тревогу и вину[10]. Условно можно говорить о конструктивной и неконструктивной формах агрессии (по терминологии Э. Фромма - доброкачественной и злокачественной)[11]. Различие перечисленных форм заключается в намерениях, предшествующих проявлению агрессивности. При конструктивной агрессии злой, преступный умысел нанести кому-либо из окружающих вред отсутствует, тогда как при неконструктивной он является основой выбора именно данного способа взаимодействия с людьми.

Конструктивная форма агрессии может быть названа также псевдоагрессией. Э. Фромм описывает в рамках псевдоагрессивного поведения непреднамеренную, игровую, оборонительную, инструментальную агрессии, агрессию как самоутверждение. Также агрессию делят на враждебную и инструментальную. Термин враждебная приложим к тем случаям проявления агрессии, когда главной целью агрессора является причинение страданий жертве. Понятие инструментальная, наоборот, характеризуют случаи, когда агрессоры нападают на других людей, преследуя цели не связанные с причинением вреда.

И.Б. Бойко предлагает включать в типологию форм агрессивности адаптивную агрессию - стиль поведения, соответствующий стереотипам, выработанным в конкретной среде и микросоциуме, и патологическую агрессию, обусловленную каким-либо психическим недоразвитием или расстройством.

По мнению Н.Д. Левитова, агрессию можно классифицировать следующим образом: типичная для характера человека агрессия; нетипичная для характера человека агрессия; эпизодическая, преходящая агрессия[12].

Другим известным представителем поведенческого подхода является А. Бандура[13].

Он утверждает, что для возникновения агрессии недостаточно того, чтобы субъект был фрустрирован и испытывал чувство неудовлетворенности. Субъект должен ещё иметь перед собой некий агрессивный пример для обучения и подражания. Модель является одновременно как источником готовности к агрессивным действиям, так и стимулятором агрессивного поведения.

Так эмпирические данные свидетельствуют о том, что наказание может способствовать как подавлению агрессии, так и стимуляции, включая овладение формами агрессивных действий. Известно, например, что агрессивные мальчики воспитывались родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие. Именно поэтому ряд исследователей считает наказание моделью агрессивного поведения, передаваемое ребёнку взрослыми.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Экономическая идентичность, ее структура
Определяя экономическую идентичность, следует рассматривать ее как часть продукта экономического самосознания, которая представляет собой экономико-психологическую категорию, относящуюся к результату определения человеком своего положения в системе экономических отношений и, прежде всего, отношений собственности, являющихся, согласно У. Джеймсу, центральными базовыми отношениями личности [11]. С ...

Взгляды Роберто Ассаджиоли
Роберто Ассаджиоли родился в Венеции в 1888 г., а жил и работал в Венеции. Психотерапевтическую подготовку он получил как фрейдистский психоаналитик, и ему довелось стать одним из пионеров психоанализа в Италии. Однако уже в 1911 г. он стал серьёзно возражать против учения Фрейда. Ассаджиоли охарактеризовал подход Фрейда как такой, который не может быть назван неверным, но является односторонним ...

Проблема неполной семьи в современной психологии. Определение понятия “неполная семья”
Родительский дом для ребенка — первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решаю­щее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья пол­ной или неполной. Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспи­т ...