Психологическая характеристика агрессивного поведения. Теории агрессии и агрессивного поведения
Страница 5

Психология » Специфика взаимоотношений с матерью как условие агрессивности в подростковом возрасте » Психологическая характеристика агрессивного поведения. Теории агрессии и агрессивного поведения

· скрытая в мечтах, фантазиях агрессия, выражается вербально или в мыслях, реже в рисунках.

Прямая агрессия непосредственно направлена против жертвы, при косвенной агрессии жертва не присутствует, а о ней распространяется клевета, или же отрицательно отзываются о работах жертвы, или агрессия направляется против объектов-заменителей, представителей "круга" жертвы.

А. Басс указывал, что следует различать враждебность и агрессивность. Враждебность выражается чувством возмущения, обиды и подозрительности. Причем враждебная личность не обязательно агрессивна, и наоборот.

Если останавливаться на вербальной агрессии, то можно выделить следующие ее виды на основании содержания высказывания: многочисленные отпоры; отрицательные отзывы и критические замечания; выражение отрицательных эмоций, например, недовольства в виде брани, затаенной обиды, недоверия, ярости и ненависти; высказывание мыслей и желаний агрессивного содержания; оскорбления, угрозы, принуждения, вымогательства; упреки и обвинения[9].

Говоря о негативной стороне агрессии, Р. Мэй отмечает, что она несет с собой тревогу и вину[10]. Условно можно говорить о конструктивной и неконструктивной формах агрессии (по терминологии Э. Фромма - доброкачественной и злокачественной)[11]. Различие перечисленных форм заключается в намерениях, предшествующих проявлению агрессивности. При конструктивной агрессии злой, преступный умысел нанести кому-либо из окружающих вред отсутствует, тогда как при неконструктивной он является основой выбора именно данного способа взаимодействия с людьми.

Конструктивная форма агрессии может быть названа также псевдоагрессией. Э. Фромм описывает в рамках псевдоагрессивного поведения непреднамеренную, игровую, оборонительную, инструментальную агрессии, агрессию как самоутверждение. Также агрессию делят на враждебную и инструментальную. Термин враждебная приложим к тем случаям проявления агрессии, когда главной целью агрессора является причинение страданий жертве. Понятие инструментальная, наоборот, характеризуют случаи, когда агрессоры нападают на других людей, преследуя цели не связанные с причинением вреда.

И.Б. Бойко предлагает включать в типологию форм агрессивности адаптивную агрессию - стиль поведения, соответствующий стереотипам, выработанным в конкретной среде и микросоциуме, и патологическую агрессию, обусловленную каким-либо психическим недоразвитием или расстройством.

По мнению Н.Д. Левитова, агрессию можно классифицировать следующим образом: типичная для характера человека агрессия; нетипичная для характера человека агрессия; эпизодическая, преходящая агрессия[12].

Другим известным представителем поведенческого подхода является А. Бандура[13].

Он утверждает, что для возникновения агрессии недостаточно того, чтобы субъект был фрустрирован и испытывал чувство неудовлетворенности. Субъект должен ещё иметь перед собой некий агрессивный пример для обучения и подражания. Модель является одновременно как источником готовности к агрессивным действиям, так и стимулятором агрессивного поведения.

Так эмпирические данные свидетельствуют о том, что наказание может способствовать как подавлению агрессии, так и стимуляции, включая овладение формами агрессивных действий. Известно, например, что агрессивные мальчики воспитывались родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие. Именно поэтому ряд исследователей считает наказание моделью агрессивного поведения, передаваемое ребёнку взрослыми.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Ролевые игры
Живые ролевые игры (live-rpg, по-английски) - один из видов ролевых игр, отдалённо родственный AD&D, театру или психодраме, а также деловым играм. То есть это - разыгрывание ситуаций конкретными людьми, берущими себе персонажей из этих ситуаций. Основное отличие от театра состоит в том, что изначально заданы только начало ситуации, логические схемы и характеры персонажей, а финал всецело зав ...

Поле опыта
Поле опыта уникально для каждого индивидуума; это поле опыта или "феноменальное поле" содержит "все, что происходит внутри оболочки организма в любой данный момент, что потенциально доступно сознанию". Оно включает события, восприятия, ощущения, воздействия, которых человек, может быть, не сознает, но мог бы сознавать, если бы сфокусировался на них. Это частный, личный мир, к ...

Игрушка в психосексуальном развитии ребенка (Развитие функций игрушки)
Взрослому важно осознать, что ребенок не сразу научается отличать «игрушки» от «неигрушек». До 1—2 лет он пытается играть со всеми попадающими в его поле зрения предметами. Разнообразные неодушевленные предметы входят в жизнь ребенка в тот момент, когда он внезапно обнаруживает нечто в мире, отличное от его собственного тела и тела матери. Ребенок открывает для себя, что его движения могут нечто ...