Психологическая
характеристика агрессивного поведения. Теории агрессии и агрессивного поведенияСтраница 3
Эту теорию обусловленности агрессии фрустрацией поддерживают Л. Берковиц и Мак-Нейл. Так, Л. Берковиц вводит новую дополнительную переменную, характеризующую возможные переживания, возникающие в результате фрустрации, - гнев - эмоциональное возбуждение в ответ на фрустрацию. Он отмечает, что агрессия не всегда бывает доминирующей реакцией на фрустрацию и при определённых условиях может быть подавлена. Кроме того, Л. Берковиц большое внимание уделяет катарсическому аффекту агрессии[8].
В концепцию фрустрации - агрессии Л. Берковиц ввёл три существенные поправки: а) фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним; б) даже при готовности агрессия не возникает без надлежащих условий; в) выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивидуума привычку к подобным действиям.
Наибольшее внимание сторонников фрустрационно-агрессивной гипотезы привлекает исследование условий, при которых ситуация фрустрации ведёт к возникновению агрессивных действий. К важным выявленным или переменным, влияющим как на возникновение, так и на торможение агрессии, можно отнести сходство - несходство агрессоров и жертвы, оправданность - неоправданность агрессии, а также собственно агрессивность как личную характеристику испытуемых.
В конце тридцатых годов возникла концепция фрустрации С. Розенцвейга, обратившегося к анализу фрустрационных ситуаций, классификации и типизации реакций на фрустрацию. Многие исследователи стали рассматривать агрессию лишь как один из возможных выходов из фрустрирующей ситуации.
Более того, некоторые учёные пришли к выводу, что при фрустрации личность реагирует целым комплексом защитных реакций, одна из которых играет ведущую и структурирующую роль.
В отличие от психоаналитиков и этологов сторонники поведенческого подхода (бихевиористы) опираются преимущественно на данные контролируемых лабораторных экспериментов.
Наиболее известным представителем поведенческого подхода к агрессии является А. Басс.
Он определяет фрустрацию как блокирование процесса инструментального поведения и вводит понятие атаки - акта, поставляющего организму враждебные стимулы. При этом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация – слабую.
А. Басс указал на ряд факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек.
Во-первых, это частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован, раздражён. Индивиды, которые получали много гневных стимулов, будут более вероятно реагировать агрессивно, чем те, которые получали меньше таких стимулов.
Во-вторых, частое достижение успеха путём агрессии, которое, по мнению А. Басса, приводит к сильным атакующим привычкам. Успех может быть внутренним (резкое ослабление гнева) и внешним (устранения препятствия или достижение вознаграждения). Выработавшаяся тенденция к атаке может делать невозможным для индивида различение ситуаций, провоцирующих и непровоцирующих агрессию.
В-третьих, это культурные и субкультурные нормы, усваиваемые человеком, которые могут облегчить развитие у него агрессивности. Однако этот фактор частично перекрывается вторым фактором.
Рассматривая агрессию, А. Басс особо останавливается на роли темперамента. Определяя темперамент как «характеристики поведения, которые появляются в начале жизни и остаются относительно неизменными», А. Басс к переменным темперамента, влияющим на развитие агрессивности, относит импульсивность, интенсивность реакций, уровень активности и независимость.
Другое по теме:
Вступление
Защита— общий термин, обозначающий активную борьбу Я против опасности — как правило, угрозы утраты объекта любви, любви со стороны объекта, кастрации и осуждения со стороны Сверх-Я и сопутствующих неприятных аффектов — в ходе развития и на протяжении дальнейшей жизни.
Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспок ...
Необходимые условия для развития личности ребенка
Американский психотерапевт Жан Ледлофф ввела термин «врожденные ожидания». Она пишет:
«Рождаясь, человек уже содержит в себе некоторые ожидания и готов к развитию в определенных направлениях, соответствующих именно этим ожиданиям. Ожидания проявляются в самом строении человеческого тела. Можно сказать, что легкие ожидают кислорода, глаза – это ожидание света, уши – ожидание звуковых волн, включ ...
Экспериментальное изучение роли индивидуальных
психологических особенностей в формировании личности профессионала. Организация исследования
Исследование влияния индивидуальных психологических особенностей на формирование личности профессионала проводилось на II и IV курсах факультета психологии Пятигорского государственного Лингвистического университета. В исследовании приняли участие 17 человек: 3 юношей и 14 девушек в возрасте от 17 до 21 года.
Гипотеза исследования:
Студенты, намеревающиеся получить профессию психолога, обладаю ...


