Психологическая
характеристика агрессивного поведения. Теории агрессии и агрессивного поведенияСтраница 4
Если роль первых трёх переменных относительно ясна, то четвёртая требует некоторого пояснения. По А. Бассу независимость имеет отношение к стремлению, к самоуважению и защите от группового давления. Для таких индивидов существует больше раздражителей в их ежедневных взаимодействиях. Важным компонентом независимости является тенденция к непослушанию.
А. Басс считает, что нужно учитывать различия между отдельными видами агрессии. Для классификации агрессивного поведения он предложил три дихотомии:
физическое - вербальное,
активное - пассивное,
направленное - ненаправленное.
Прямой целью физической агрессии может быть причинение боли или повреждения другому человеку. Оценка интенсивности агрессии дается на основании того, насколько вероятно, что агрессия повлечет за собой ранение и насколько тяжелым оно может быть.
Вербальные агрессии тоже выступают как болезненные и оскорбительные, иногда «словом можно убить». Вербальной агрессией можно считать следующие высказывания:
· многочисленные отпоры;
· отрицательные отзывы и критические замечания;
· выражение отрицательных эмоций, например, недовольства, в виде брани, затаенной обиды, недоверия, ненависти;
· высказывание мыслей и желаний агрессивного содержания ("Убить тебя надо"), или проклятий;
Таблица 1.
Категории агрессии по А. Бассу
ТИП АГРЕССИИ |
ПРИМЕРЫ |
Физическая - активная - прямая |
Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия. |
Физическая - активная - непрямая |
Закладка мин-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага. |
Физическая - пассивная - прямая |
Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (напр. сидячая демонстрация). |
Физическая - пассивная - непрямая |
Отказ от выполнения необходимых задач (напр. Отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации). |
Вербальная - активная - прямая |
Словесное оскорбление или унижение другого человека. |
Вербальная - активная - непрямая |
Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке. |
Вербальная - пассивная - прямая |
Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т. д. |
Вербальная - пассивная - непрямая |
Отказ дать определённые словесные пояснения или объяснения (напр. отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют). |
· оскорбления;
· угрозы, принуждения и вымогательства;
· упреки и обвинения;
· ирония, издевки, обидные и оскорбительные шутки;
· простой крик без формулирования речевого выражения, рев;
Другое по теме:
Д.В. Менджерицкая (1946)
Она расширяет перечень особенностей детской игры, указывая ряд новых:
во-первых, развитие использования детьми различных предметов в игре, которое при замене реального предмета игровым идет от отдаленного сходства ко все большей требовательности в отношении сходства;
во-вторых, сглаживание с возрастом противоречий между придумыванием сюжета и возможностью его реализации;
в-третьих, развитие с ...
Современное понятие самооценки
Развитию современного понятия самооценки посвящены работы Липкиной (1968), Сафина (1975), Чесноковой (1977), Столина (1983), Захаровой (1989), Бороздиной (1999), Молчановой (2006) и др.
Вопросу самооценки в отечественной психологии уделяли и уделяют достаточно много внимания. Например, Липкина и Рыбак (1968) рассматривают самооценку в учебной деятельности; Сафин (1975) исследует устойчивость са ...
Причины формирования и проявления гиперактивного поведения
Существует много теорий относительно того, что вызывает у ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью, проверены и проанализированы сотни тысяч больных, однако сказать, что картина очевидна до конца, пока нельзя. Белые пятна еще остаются. Но врачи и в Европе, и в Америке, и в России работают над решением проблемы, работают успешно, и многие причины уже можно назвать.
Существуют различн ...