Психологическая
характеристика агрессивного поведения. Теории агрессии и агрессивного поведенияСтраница 4
Если роль первых трёх переменных относительно ясна, то четвёртая требует некоторого пояснения. По А. Бассу независимость имеет отношение к стремлению, к самоуважению и защите от группового давления. Для таких индивидов существует больше раздражителей в их ежедневных взаимодействиях. Важным компонентом независимости является тенденция к непослушанию.
А. Басс считает, что нужно учитывать различия между отдельными видами агрессии. Для классификации агрессивного поведения он предложил три дихотомии:
физическое - вербальное,
активное - пассивное,
направленное - ненаправленное.
Прямой целью физической агрессии может быть причинение боли или повреждения другому человеку. Оценка интенсивности агрессии дается на основании того, насколько вероятно, что агрессия повлечет за собой ранение и насколько тяжелым оно может быть.
Вербальные агрессии тоже выступают как болезненные и оскорбительные, иногда «словом можно убить». Вербальной агрессией можно считать следующие высказывания:
· многочисленные отпоры;
· отрицательные отзывы и критические замечания;
· выражение отрицательных эмоций, например, недовольства, в виде брани, затаенной обиды, недоверия, ненависти;
· высказывание мыслей и желаний агрессивного содержания ("Убить тебя надо"), или проклятий;
Таблица 1.
Категории агрессии по А. Бассу
ТИП АГРЕССИИ |
ПРИМЕРЫ |
Физическая - активная - прямая |
Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия. |
Физическая - активная - непрямая |
Закладка мин-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага. |
Физическая - пассивная - прямая |
Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (напр. сидячая демонстрация). |
Физическая - пассивная - непрямая |
Отказ от выполнения необходимых задач (напр. Отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации). |
Вербальная - активная - прямая |
Словесное оскорбление или унижение другого человека. |
Вербальная - активная - непрямая |
Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке. |
Вербальная - пассивная - прямая |
Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т. д. |
Вербальная - пассивная - непрямая |
Отказ дать определённые словесные пояснения или объяснения (напр. отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют). |
· оскорбления;
· угрозы, принуждения и вымогательства;
· упреки и обвинения;
· ирония, издевки, обидные и оскорбительные шутки;
· простой крик без формулирования речевого выражения, рев;
Другое по теме:
Факторы, необходимые для развития личности подростка
Понять подростков, особенности данного возрастного периода нам поможет знание о той особой нише развития, в которой они сегодня живут. Для них характерна возрастная сегрегация: современные подростки вступают во взаимодействие в основном со сверстниками и значительно меньше с младшими детьми или взрослыми. Это происходит в большей степени вследствие выбора ими такого поведения, в связи тем, что о ...
Отличие психологической коррекции от других видов психологической помощи
Психологическая помощь включает в себя: психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию, психологическое консультирование, профориентацию и др.
По мнению Р.С. Немова, разница между понятиями «психотерапия» и «психокоррекция» состоит в следующем:
психотерапия
– это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний,
психокоррекция
– совокупность психо ...
Роль и типы
подростковых групп
Существует два типа подростковых групп. Одни отличаются однополым составом, наличием постоянного лидера, его твёрдым местом на иерархической лестнице внутригрупповых взаимоотношений. В этих группах есть такие роли, как «адъютант лидера» - обычно физически сильный подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого лидер держит группу в повиновении, есть «антилидер», стремящийся занять место лид ...