Психологическая
характеристика агрессивного поведения. Теории агрессии и агрессивного поведенияСтраница 4
Если роль первых трёх переменных относительно ясна, то четвёртая требует некоторого пояснения. По А. Бассу независимость имеет отношение к стремлению, к самоуважению и защите от группового давления. Для таких индивидов существует больше раздражителей в их ежедневных взаимодействиях. Важным компонентом независимости является тенденция к непослушанию.
А. Басс считает, что нужно учитывать различия между отдельными видами агрессии. Для классификации агрессивного поведения он предложил три дихотомии:
физическое - вербальное,
активное - пассивное,
направленное - ненаправленное.
Прямой целью физической агрессии может быть причинение боли или повреждения другому человеку. Оценка интенсивности агрессии дается на основании того, насколько вероятно, что агрессия повлечет за собой ранение и насколько тяжелым оно может быть.
Вербальные агрессии тоже выступают как болезненные и оскорбительные, иногда «словом можно убить». Вербальной агрессией можно считать следующие высказывания:
· многочисленные отпоры;
· отрицательные отзывы и критические замечания;
· выражение отрицательных эмоций, например, недовольства, в виде брани, затаенной обиды, недоверия, ненависти;
· высказывание мыслей и желаний агрессивного содержания ("Убить тебя надо"), или проклятий;
Таблица 1.
Категории агрессии по А. Бассу
ТИП АГРЕССИИ |
ПРИМЕРЫ |
Физическая - активная - прямая |
Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия. |
Физическая - активная - непрямая |
Закладка мин-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага. |
Физическая - пассивная - прямая |
Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (напр. сидячая демонстрация). |
Физическая - пассивная - непрямая |
Отказ от выполнения необходимых задач (напр. Отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации). |
Вербальная - активная - прямая |
Словесное оскорбление или унижение другого человека. |
Вербальная - активная - непрямая |
Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке. |
Вербальная - пассивная - прямая |
Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т. д. |
Вербальная - пассивная - непрямая |
Отказ дать определённые словесные пояснения или объяснения (напр. отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют). |
· оскорбления;
· угрозы, принуждения и вымогательства;
· упреки и обвинения;
· ирония, издевки, обидные и оскорбительные шутки;
· простой крик без формулирования речевого выражения, рев;
Другое по теме:
Университетские профессора психологии
Сеченов был профессором физиологии, Кавелин - права, Потебня - филологии. Их профессиональные занятия не требовали обращения к психологии. К ней их влекла логика научного поиска в своей предметной области. Наряду с ними психология стала предметом специального изучения и преподавания на университетских кафедрах философии. Здесь не сложилось новаторских концепций и школ в области психологии. Тем н ...
Потребности принадлежности и любви.
На этом уровне люди стремятся установить отношения привязанности с другими в своей семье или в группе. Ребенок хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются и он получает много ласки. Подростки, стремящиеся найти любовь в форме уважения и признания своей независимости и самостоятельности, тянуться к участию в религиозных, музыкальных, спортивных и других сп ...
Психологическая мысль в новое время (XVII век)
Новую эпоху в развитии мировой психологической мысли открыли концепции, вдохновленные великим триумфом механики, ставшей “царицей наук”. Ее понятия и объяснительные принципы создали сперва геометро-механическую (Галилеи), а затем-динамическую (Ньютон) картину природы. В нее вписывалось и такое физическое тело, как организм с его психическими свойствами.
Первый набросок психологической теории, о ...