Введение
Страница 1

Актуальность исследования. Напряжённая, неустойчивая экономическая, политическая и социально - психологическая ситуация, сложившаяся в настоящее время в обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей и подростков. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность, но и жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте.

Микросреда, в которой вращается современный подросток, весьма неблагоприятна. Он сталкивается в той или иной мере с различными формами отклоняющегося поведения и по дороге в школу, и во дворе, и в общественных местах, и даже дома (в семье), и в школе. Особенно неблагоприятной обстановкой, приводящей к появлению отклонений в сфере морали и поведения является городская среда с ее анонимностью, безличным характером взаимоотношений между людьми, с большей степенью свободы, с обширным ассортиментом отрицательно влияющих экономических, социальных и культурных факторов. Освобождение от традиционных норм, ценностей, отсутствие твёрдых образцов поведения и моральных границ, ослабление социального контроля способствуют росту отклоняющегося и саморазрушающего поведения в подростковой среде.

Наблюдающийся кризис системы ценностей, вымывание общепринятых норм и правил поведения привели к тому, что в обществе чрезвычайно большое значение стало придаваться накоплению богатства как символу успеха, оказывающему влияние на формирование жизненных и социальных ориентиров и идеалов у подростков. Именно в этом направлении происходит формирование, развитие соответствующих потребностей, ценностных ориентаций у подрастающего поколения.

По мнению социологов, психологов и педагогов внешними факторами, негативно влияющими на развитие и поведение детей и подростков, являются: во-первых, негативные процессы, происходящие в обществе; во-вторых, состояние семьи, ее атмосфера; в- третьих, факторы риска, идущие от недостатков внутришкольной жизни.

Однако помимо негативных внешних, объективных воздействий на ребёнка оказывают влияние внутренние факторы риска. К ним относятся: ощущение собственной незначительности и ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, незнание или неприятие социальных норм и ценностей, неумение практически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства и реакции на себя самого и других людей.

Эти группы факторов оказывают существенное влияние на возникновение агрессивного поведения подростков.

Отсюда возникает общественная и научная необходимость изучения психологического содержания агрессивного поведения подростков, выявления факторов и условий, влияющих на его формирование в различных сферах жизни подрастающего человека и, особенно, в семье, а также определение путей профилактики этого опасного явления. Это и объясняет актуальность выбранной темы дипломного исследования.

Многоплановое психологическое исследование этой проблемы в отечественной психологии, по существу, только начинается, хотя отдельные вопросы изучения агрессиии и агрессивного поведения привлекли внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ (Г.М. Андреева, В.В. Знаков, С.В. Ениколопов, Л.П. Колчина, И.Д. Левитов, Е.В. Романин, С.В. Рощин, Т.Г. Румянцева), в том числе и рассматривавших особенности деликвентного поведения подростков (М.А. Алемаскин, С.А. Беличева, Г.М. Миньковский, И.А. Невский, Т.Н. Курбатова).

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Методы вторичной статистической обработки результатов эксперимента
С помощью вторичных методов статистической обработки экспериментальных данных непосредственно проверяются, доказываются или опровергаются гипотезы, связанные с экспериментом. Эти методы, как правило, сложнее, чем методы первичной статистической обработки, и требуют от исследователя хорошей подготовки в области элементарной математики и статистики. (7). Обсуждаемую группу методов можно разделить ...

Программа коррекционного занятия
Цель занятия: понизить уровень школьной, самооценочной и межличностной тревожности учащихся. Задачи: 1) Создать условия для комфортной и безопасной работы детей; 2) Познакомить детей с групповой работой и способствовать созданию благоприятной обстановки; 3) Способствовать преодолению психологических барьеров, мешающих самовыражению ребенка; 4) Способствовать снятию психологического и мышечн ...

Социокультурные особенности отношения к деньгам у россиян
Попытки выявить социокультурные особенности отношения к деньгам были сделаны в макроэкономических исследованиях, как правило, имеющих обобщающий характер. Наиболее интересными являются вопросы отношения к деньгам как к ценности, к деньгам и работе, к соревновательности, сбережениям. Социокультурные особенности отношения к деньгам проявляются в структуре трат, в сбережении денег, в отношении к г ...