Введение
Страница 2

Изучению природы агрессивности, тревожности посвящены работы зарубежных ученых А. Бандуры, А. Басса, Л. Берковца, С. Розенцвейга, а также З. Фрейда, А. Адлера, Э. Фромма, К. Хорни, У. Шутца. По мнению этих авторов (З. Фрейд, А. Адлер), лиц с отклоняющимся поведением отличают чувство повышенной тревожности, агрессивность, ригидность, комплекс неполноценности.

А. Бандура, например, считает, что агрессия есть результат искажённого процесса социализации, в частности, злоупотребление родителями наказаний, жестоким отношением к детям.

Л. Берковец указывает, что между объективной ситуацией и агрессивным поведением человека всегда выступают две опосредующие причины: готовность к агрессии (злость) и интерпретация - толкование для себя данной ситуации.

По мнению Э. Квятковской - Тохович, причиной агрессивности выступают конфликтность, нарушение эмоциональных связей в семье, таким образом, на первый план выступают условия семейного воспитания в детстве.

С.А Беличева дает анализ генезиса отклоняющегося поведения несовершеннолетних с позиции междисциплинарного подхода, раскрывая психологические характеристики семей, детей, подростков группы социального риска, показывая пути их психолого-педагогической поддержки, реабилитации.

Вопросы профилактики, коррекции агрессивного поведения подростков рассматривает также Л. М. Семенюк, Р. В. Овчарова.

Р. Бэрон, Д. Ричардсон анализируют основные теории возникновения агрессии, рассказывают о методах изучения агрессии, затрагивают вопросы о влиянии различных факторов на формирование агрессивного поведения, а также описывают превентивные меры по борьбе с данным поведением.

Однако, несмотря на многочисленные исследования различных аспектов агрессивного поведения подростков, условий и факторов, влияющих на его формирование, эти проблемы до конца не разработаны. Нет единого мнения среди учёных по поводу влияния непосредственно неблагоприятных условий семейного воспитания на становление агрессивного поведения подростков.

Крайне важной является задача определения путей профилактики агрессивного поведения подростков и повышение роли семьи и семейного воспитания в этой работе.

Нельзя забывать о влиянии на формирование личности подростка социальной ситуации развития в целом (Л.С. Выготский изучал вопросы, касающиеся социальной ситуации развития), то есть не только микросоциума (семья, школа, ровесники), но и макросоциума (экономические, культурно - исторические, национальные особенности), которая, будучи неблагоприятной, может способствовать формированию агрессивного поведения подростков.

Всё это указывает на актуальность и практическую значимость настоящего исследования.

Объект исследования: агрессивное поведение подростков.

Предмет исследования: влияние отношений с матерью на формирование агрессивности в подростковом возрасте.

Цель исследования: выявить взаимосвязь отношений подростков с матерью и агрессивности в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования: можно предположить, что специфика отношений матери влияет на агрессивность подростка: гиперпротекция является условием физической агрессии, потворствование – вербальной агрессии, эмоциональное отвержение – условием обиды.

Задачи исследования:

1. Определить общие теоретико-методологические основания для исследования агрессивного поведения подростков.

2. Подобрать комплекс методик, адекватных цели исследования.

3. Диагностировать и проанализировать влияние семейной ситуации развития на возникновение агрессии у подростков.

4. Определить пути профилактики агрессивного поведения подростков.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Содержание и методика коррекционной работы по развитию памяти у детей с нарушением зрения посредством предметно-практического обучения
Целью нашей коррекционно-развивающей работы стало развитие памяти и увеличение продуктивности мнемических процессов запоминания, узнавания и воспроизведения на занятиях предметно-практического обучения. Задачами нашей коррекционно-развивающей работы стали следующие: – создание коррекционных условий для развития сохранных познавательных функций и личностных особенностей; – осуществление сенсор ...

Неязыковые тесты, тесты действия и тесты, свободные от влияния культуры
Особо рассмотрим тесты интеллекта, разработанные для испытания людей, которых невозможно адекватно оценить с помощью вербальных тестов. Речь идет о младенцах, о детях с дефектами речи, с некоторыми психическими и физическими недостатками, о говорящих на иностранном языке, неграмотных, а также о лицах из неблагоприятной культурной среды и некоторых других. Для исследования этих групп испытуемых п ...

Динамика развития уровня сформированности воображения по результатам контрольного этапа эксперимента
С целью определения эффективности проведенной в ходе формирующего этапа работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста, нами был проведен контрольный срез. Его основными задачами являлись: 1) выявить уровень развития воображения у детей 5-6 лет; 2) проследить динамику развития воображения у детей после проведения формирующего эксперимента. Для реализации поставленных це ...