Теоретические подходы к самореализации и мотивации спортивной
деятельности в психологии. Психологические подходы к проблеме самореализацииСтраница 4
А. Маслоу существенно развил определение самоактуализации, данное К. Гольдштейном, теоретиком организмического направления. Гольдштейн утверждал, что самоактуализация является основным и, по сути, единственным мотивом организма. Удовлетворение любой потребности, которая стала ведущей (в еде, во власти, в достижениях и др.), служит предпосылкой для самореализации всего организма. Самоактуализация является основой развития и совершенствования организма, творческой тенденцией человеческой природы. Так как люди имеют различные внутренние потенции и окружение, различаются цели и пути их самореализации. Потенции индивида, по К. Гольдштейну, связаны с тем, что предпочитает индивид и что он делает лучше всего, к чему у него есть способности. Гольдштейн отдавал предпочтение сознательной мотивации, отличая бессознательное как фон, в который отступает сознательное и из которого оно возникает по мере необходимости для самореализации. К. Гольдштейн подчеркивал необходимость согласия со средой, поскольку она дает средства для самоактуализации, а также может содержать препятствия. Здоровым организмом является тот, в котором «тенденция к самоактуализации действует изнутри и который преодолевает сложности, возникающие из-за столкновений с внешним миром, не на основе тревоги, но благодаря радости победы» [53]. Приход к согласию со средой, прежде всего, заключается в обладании ею либо в приспособлении к ней. При большом разрыве между целями и реалиями среды организм вынужден отказываться от некоторых целей пытаться самоактуализироваться на более низком уровне. Актуализация выражается в действиях организма по выполнению актуальной задачи в данной ситуации и учете требований, с которыми он должен считаться. Задачи определяются «сущностью» организма, «преградами» среды и «приходом к согласию» организма и среды. Изменение организма, вызванное стимулами среды, через определенное время нивелируется, восстанавливается соответствие природе организма. Гольдштейн говорит о «реорганизации» старых паттернов, об их смене на более эффективные, о вытеснении отношений и убеждений, которые противоречат развитию всей личности, об обретении предпочтительных способов поведения.Все это впоследствии, как мы уже отмечали, К. Роджерс рассматривает в терминах «конгруэнтность — неконгруэнтность» на уровне феноменологического проявления.
Понятие «самореализация» также использовалось Гольдштейном при исследовании поведенческих паттернов в речевых проявлениях. Автор подчеркивал, что посредством языка «индивид приходит к соглашению с внешним миром и самореализуется», «индивидуальное речевое проявление может быть понято только под углом зрения его отношения к функционированию целостного организма в его стремлении максимально самореализоваться в данной ситуации». Система «организм—среда», являвшаяся предметом исследований Роджерса и Гольдштейна, осмысливается также в работах А. Ангъяла как многомерная в контексте саморазвития личности. Согласно воззрениям Ангъяла, саморазвитие происходит в трех измерениях личности. Человек развивает глубинные потребности и, соответственно, более совершенные паттерны, их удовлетворяющие (вертикальное измерение). Развитие состоит в возрастающей эффективности и продуктивности (прогрессивное измерение), что выражается в нахождении более короткого пути достижения целей и минимизации затрат. Улучшается координация, увеличивается многогранность поведения человека (горизонтальное измерение). Саморазвитие характеризуется гармоничным ростом в трех направлениях [22].
Другое по теме:
Методы влияния религиозных культов
Религия является непосредственной, то есть эмоциональной, формой отношения людей к господствующим над ними чуждым силам, природным и общественным. Это и определяет значение религиозного культа. В нем получают свое выражение, прежде всего, эмоциональные моменты. Все современные богословы связывают крепость веры, прежде всего, с интенсивностью религиозно-эмоциональной жизни. Они понимают, что регу ...
Концепция информационного синтеза А.М. Иваницкого
Субъективный опыт возникает в результате определенной организации процессов мозга и сопоставления в зонах коры вновь поступившей информации с извлеченной из памяти. Благодаря этому картина внешних событий как бы проецируется на индивидуальный опыт субъекта, встраиваясь в личностный контекст. Данную гипотезу в настоящее время разделяют многие специалисты, а впервые она была выдвинута Иваницким А. ...
Проблемы, возникающие в неполных семьях
В последнее время значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты. Женщина- мать, воспитывающая ребенка без отца, сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи. Особенную нужду испытывают неполные семьи, в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно- психическом развитии, а тем более дети – инвалиды. Если ребенок ...