Теоретические подходы к самореализации и мотивации спортивной деятельности в психологии. Психологические подходы к проблеме самореализации
Страница 3

Психология » Анализ характера взаимосвязи самореализации личности в спорте и мотивации спортивной деятельности » Теоретические подходы к самореализации и мотивации спортивной деятельности в психологии. Психологические подходы к проблеме самореализации

Расхождение между Я - идеальным и Я - реальным способствует саморазвитию, самосовершенствованию. Однако значительные расхождения могут стать препятствием, поскольку сопровождаются острым чувством неудовлетворения, которое может блокировать и искажать намерения, привнося неконгруэнтность.

Представление о самореализации содержится и в работах Э. Фромма. Прежде всего, под истинно человеческой ориентацией Фромм понимает ориентацию на бытие как на продуктивное использование своих способностей в единении с миром. По его мнению, самореализация присуща каждому человеку и предполагает наличие продуктивной активности. «Понимание человеческой души должно основываться на анализе человеческих потребностей, вырастающих из условий существования» [52]. В качестве таких потребностей Э. Фромм называет: потребность в установлении связей, потребность в трансцендентности, потребность в корнях, потребность в идентичности, потребность в системе ориентации. Потребность в установлении связей (потребность в привязанности) состоит в необходимости преодоления ощущения изоляции от природы и отчужденности. Отчужденность преодолевается посредством заботы, участия, ответственности за другого человека. Идеальное единение с миром достигается благодаря «продуктивной любви», способствующей совместному труду и сохранению собственной уникальности. Стремление к трансцендентности как к созиданию позволяет достичь чувства свободы и собственной значимости. Потребность в корнях состоит в том, чтобы ощущать себя частью мира. Это дает чувство стабильности и прочности, которое обеспечивается родственными связями. Потребность в идентичности реализуется в стремлении к собственной идентичности и/или идентичности с другим человеком, группой. И наконец, человеку необходима определенная система ориентиров для понимания мира, что позволяет ему действовать целеустремленно.

Э. Фромм особо выделял позитивную свободу — свободу, которая сочетает причастность к миру и независимость от него. Позитивная свобода предполагает спонтанную активность в жизни, когда человек действует в соответствии со своей внутренней природой, используя в качестве ключевых компонентов любовь и труд. Фромм разделяет мнение о том, что человек творит свою жизнь сам и стремится к наибольшим достижениям (продуктивности, по Э. Фромму), и, подобно Роджерсу, рассматривает единение с миром в контексте конгруэнтности.

Таким образом, самореализация, по Фромму имеет социально детерминированный характер. Неотъемлемый атрибут самореализации по Э. Фромму — «продуктивная самореализация» [45]. Это созвучно взглядам А. Маслоу о том, что тенденция к самоактуализации предполагает руководство Б - ценностями (бытийными ценностями, метапотребностями). Такая позиция близка и взглядам А. Адлера на то, что человек стремится к превосходству как к достижению большего из возможного. По мнению А. Маслоу, это высшие уровни потребностей: потребности в самоуважении, потребности в достижении высших метаценностей (Истины, Добра, Справедливости, Красоты и т. д.), поскольку самоактуализация — то есть реализация желания человека быть, каким он может стать, — достижение вершины потенциала.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме:

Общение с духами-проводниками и контактёрство
"Временами человек может встречаться в надличностных переживаниях с "существом", которое кажется заинтересованным в личных взаимоотношениях и берёт на себя роль учителя, защитника, проводника или просто удобного источника информации. Эти "существа" обычно воспринимаются как развоплощённые человеческие личности, сверхчеловеческие сущности или боги, обитающие на более высо ...

Тесты
1.Нижний уровень иерархическая система организации поведения. а - специфические действия или мысли б- привычные действия или мысли в - относительно постоянное личное свойство г -тип формируется из нескольких связанных между собой черт 2 Экстравертный тип характеризуется: А - общительностью и импульсивностью. Б - , пассивных, необщительных. В - часто жалуются на физические недомогания Г ...

Дисгармоничность семьи как фактор, провоцирующий суицидальную активность
По Платонову, можно выделить пять социально-психологических типов семей, в которых вполне возможно появления суицидальной активности: 1. «Дезинтегрированная семья, характерными особенностями которой являются обособленность ее членов, формальность отношений, отсутствие эмоциональных связей между ними. Особенно опасная ситуация может сложиться в частично дезинтегрированной семье, в которой кто-то ...