Теоретические подходы к самореализации и мотивации спортивной деятельности в психологии. Психологические подходы к проблеме самореализации
Страница 2

Психология » Анализ характера взаимосвязи самореализации личности в спорте и мотивации спортивной деятельности » Теоретические подходы к самореализации и мотивации спортивной деятельности в психологии. Психологические подходы к проблеме самореализации

Концепция самореализации, как и близкие ей концепции самоактуализации тесно связаны с развитием гуманистической психологии на Западе во 2-й половине ХХ столетия, прежде всего в трудах таких зарубежных психологов гуманистического направления, как К. Роджерс, Э. Фромм, А. Маслоу и т.д.

Теория К. Роджерса в своей основе — феноменологическая теория. Роджерс считает стремление к самоактуализации врожденным и описывает его в понятиях «организм», Я, «идеальное Я», «реальное Я», «конгруэнтность—неконгруэнтность».

Феноменологическое поле представляет собой всю совокупность переживаний. Организм, по К. Роджерсу, — локус всего опыта переживаний. Сознание (или знание) — это символизация некоторого опыта переживания. Я (Я - концепция) является частью феноменологического поля, которая в большей степени дифференцирована и представляет собой «организованный, согласованный концептуальный гештальт, построенный из перцепций характеристик Я или «меня» и перцепций характеристик Я или «меня» к другим людям и различным аспектам жизни, а также ценностей, связанных с этими перцепциями. Этот гештальт доступен сознанию, хотя не обязательно всегда осознан» [55].

Тенденция к актуализации, утверждению, усилению избирательна и направлена на аспекты среды, способствующие конструктивному продвижению личности, ее завершенности и целостности. «Поведение в основе своей есть целенаправленная попытка организма удовлетворить свои потребности, как они переживаются, в поле, как оно воспринимается» [55]. При наличии многих потребностей все они подчинены основной, базовой тенденции к становлению и самоусилению организма в целом. К. Роджерс апеллирует к тому, что линии самоактуализации заданы наследственно и проявляются в естественном созревании организма, в том, что в ходе созревания организм становится более дифференцированным, развитым, специализированным.

К. Роджерс отмечает, что тенденция движения вперед реализуется только при условии ясного восприятия и адекватной символизации человеком своих выборов, проверки своих гипотез, различения им прогрессивного и регрессивного поведения. Как индикатор таких условий, как меру соответствия К. Роджерс использует понятие «конгруэнтность—неконгруэнтность». В основе такого понятия лежит представление о предельном смысле цели человека как желания стать «самим собой», вывод, сделанный К. Роджерсом, исходя из своего психотерапевтического опыта, являющийся базисом его теории терапии и личностных изменений. Неконгруэнтность выражается в проявлении феноменологии (переживаниях, чувствах, ценностях) тревоги, угрозы. Конгруэнтность соответствует адекватности, гармоничности [37].

К. Роджерс выделяет виды конгруэнтности, способствующей самоактуализации. Конгруэнтность между Я - воспринимаемым и актуальным опытом переживаний организма (Я — организм). Человек адаптирован, зрел и полностью функционирует, когда он воспринимает организмические переживания без тревоги, не опасаясь угроз и не прибегая к защитному характеру мышления и поведения. Конгруэнтность между субъективной реальностью (феноменологическим полем) и внешней реальностью (миром как он есть) исключает проявление враждебных чувств по отношению к другим людям, чье поведение репрезентирует у человека его собственные отрицаемые чувства. Тенденция актуализации представляет собой «свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять, развивать личность». Иными словами, помимо сохранения (понижения) напряжения тенденция актуализации включает в себя повышение напряжения. Именно процесс личностного роста приводит к реализации личностного потенциала. Такое представление подводит к пониманию конгруэнтности как степени соответствия Я - реального Я - идеальному. Я - идеальное включает в себя атрибуты, которые человек хотел бы иметь, которые больше всего ценит и к которым стремится, в то время как Я - реальное отражает собственные характеристики «здесь и сейчас». И хотя Я меняется с обретением нового опыта, оно сохраняет качества целостной системы гештальта и символизирует главную часть сознательного опыта индивида.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Готовность к выполнению семейных ролей в браке
Современная семья является объектом пристального внимания со стороны разных отраслей науки. Многие проблемы лежат на стыке социально – психологического и социологического аспектов изучения семьи. Одной из таких сторон семейной жизни являются семейные роли . Понятие семейной роли в отечественной науке опирается на представления отечественных авторов о социальной роли. Социальная роль понимается, ...

Содержание и методика коррекционной работы по развитию памяти у детей с нарушением зрения посредством предметно-практического обучения
Целью нашей коррекционно-развивающей работы стало развитие памяти и увеличение продуктивности мнемических процессов запоминания, узнавания и воспроизведения на занятиях предметно-практического обучения. Задачами нашей коррекционно-развивающей работы стали следующие: – создание коррекционных условий для развития сохранных познавательных функций и личностных особенностей; – осуществление сенсор ...

Структура и основное содержание диссертации. Теоретические основания решения проблемы
Предупреждение и преодоление асоциального поведения подростка, ориентация его личности на ценности являются актуальными проблемами современной педагогики. Для решения данной проблемы нами был проведен анализ научной литературы на предмет того, как в разное время ученые относились к проблеме асоциального поведения подростков. Мы пришли к выводу, что решение проблемы предупреждения и преодоления а ...