Психологические характеристики внимания
Страница 1

Внимание - характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определённый объект. Под направленностью сознания понимается избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов [10].

Внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память, мышление. Зато оно обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Каждый познавательный процесс есть единство образа и деятельности. Внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется внутри восприятия, мышления. Рассматривая феномен внимания Б.Д. Эльконин, считает его стороной всех познавательных процессов сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Нельзя быть внимательным вообще, внимание всегда проявляется в определенных, конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, решаем задачу, пишем сочинения, т.е. когда повышена активность познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности. Внимание – это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности, оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена [30].

В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания. Так, внимание имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, вторые - произвольным. Внимание может быть пассивным (непроизвольным) или активным (произвольным) [4]. Эти виды внимания отличаются друг от друга только по своей сложности (таблица 1).

Таблица 1. Общая характеристика внимания

Вид внимания

Условие возникновения

Основная характеристика

Механизм

Непроизвольное

Действие сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя

Непроизвольность, легкость возникновения и переключения

Ориентировочный рефлекс или доминанта, характеризующая более или менее устойчивый интерес личности

Произвольное

Постановка

(принятие)

задачи

Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет

Ведущая роль второй сигнальной системы (слова, речь)

Послепроизвольное

Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес

Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение

Доминанта, характеризующая возникший в процессе данной деятельности интерес

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Особенности психофизического развития соматически ослабленных детей раннего возраста. Понятие соматических и психосоматических заболеваний
Соматические заболевания являются второй по значимости (после органических повреждений головного мозга) причиной, вызывающей нарушения психофизического здоровья детей и затрудняющей их личностно-социальное развитие и успешное обучение. В современной зарубежной психологии существует даже специальное направление "педиатрическая психология" ("Pediatric Psychology"), целью котор ...

Новообразования дошкольного возраста. Роль игры в становлении новообразований дошкольного возраста
Дошкольное детство — совершенно своеобразный период развития человека. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне — взрослыми или ...

Потребности самоуважения.
Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения. Маслоу разделил их на два типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задача ...