Психологические характеристики вниманияСтраница 2
Бывают случаи, когда внимание невольно направляется на что-либо, т.е. складывается впечатление, что мы не обращаем внимания на предметы или явления, а они «берут штурмом» наше сознание в силу своей интенсивности. Факторы, определяющие непроизвольное внимание:
- интенсивность раздражителя;
- качество раздражителя;
- повторение;
- внезапность появления объекта;
- движение объекта;
- новизна объекта;
- согласие с наличным содержанием сознания [4].
Произвольность внимания развивается вместе с формированием его отдельных свойств. Есть еще и третья стадия становления внимания - она заключается в возвращении к непроизвольному вниманию. Этот вид внимания получил название «послепроизвольного» [18].
Понятие послепроизвольного внимания было введено в употребление Н.Ф. Добрынининым [18, цит. с. 365]. Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности (значимости, интереса) для личности.
Таким образом, можно выделить три стадии развития внимания:
1) первичное внимание, вызванное разнообразными раздражителями, которые производят сильное воздействие на нервную систему;
2) вторичное внимание - сосредоточенность на одном объекте, несмотря на наличие других (дифференциация);
3) постпроизвольное внимание, когда объект удерживается во внимании без специальных усилий.
Непроизвольным (непреднамеренным) называется внимание, которое вызвано теми или иными особенностями действующих в данный момент объектов без намерения быть к ним внимательным. Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическими и психическими факторами и связано с общей направленностью личности. Оно возникает без волевых усилий.
Причины возникновения непроизвольного внимания:
- объективные особенности предметов и явлений (их интенсивность, новизна, динамичность, контрастность);
- структурная организация (объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочно разбросанные);
- интенсивность объекта - более сильный звук, более яркий плакат и т. д. скорее привлекает к себе внимание;
- новизна, необычность объектов;
- резкая смена объектов;
- субъективные факторы, в которых проявляется избирательное отношение человека к окружающему;
- отношение раздражителя к потребностям (то, что соответствует потребностям, привлекает внимание, прежде всего) [21].
Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся условиях, выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.
В зависимости от внутренних условий выделяют три разновидности непроизвольного внимания. Детерминанты вынужденного внимания лежат предположительно в видовом опыте организма. Поскольку научение этой форме внимания играет незначительную роль, ее называют врожденной, естественной или инстинктивной. Внешняя и внутренняя деятельность при этом уменьшается до минимума или принимает автоматический характер.
Другое по теме:
Определение, виды, структура интереса
Интерес - наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Он является исключительно важным видом мотивации в развитии знаний, навыков, интеллекта.
Интерес – это единственная мотивация, которая может поддерживать повседневную работу нормальным образом. Он необходим для творчества. Интерес может возбуждаться воображением и памятью в отсутствие внешней стимуляции. Распространенной причиной эмоци ...
Способы вхождения в измененные состояния сознания.
Во многих культурах любая духовная практика связана с измененными состояниями сознания.
Методы изменения состояния сознания
Гиперстимуляционные методы
Гипостимуляционные методы
Ритуальный танец
Погружение в ИСС с помощью психотехник, направленных на отключение сенсорных систем и внутренней речи. Объектами сосредоточения могут выступать телесные ощущения или внешние объекты. С ...
Изменение поведения клиента
1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.
2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.
3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во в ...