Процедура исследования и характеристика выборки
Страница 1

Психология » Взаимосвязь особенностей памяти, интереса и успешности обучения » Процедура исследования и характеристика выборки

Исследование проводилось в четыре этапа, и состояло из двух экспериментов. Первый был проведен с целью установления влияния степени интереса к объекту запоминания на успешность его сохранения в памяти. Второй был направлен на установление влияния интереса к преподаваемому предмету в ВУЗе на успешность его усвоения и успешную сдачу итогового экзамена по этому предмету.

Вся процедура исследования состояла из следующих этапов:

1 Этап – Подготовительный. Данный этап состоял из просмотра необходимой литературы для разработки методики, направленной на исследование влияния интереса на запоминание, разработки методики, направленной на исследование влияния интереса на запоминание, подбор необходимой литературы различных жанров для проведения методики, сбор необходимой для эксперимента информации по обучению студентов, запись выбранных текстов на звуковой носитель, подбор необходимой методики, подходящей для определения предпочтения профессиональной сферы, составление анкеты, для проведения опроса среди студентов.

2 Этап – проведение эксперимента с целью установления влияния степени интереса к объекту запоминания на успешность его сохранения в памяти;

3 Этап – проведение эксперимента с целью установления влияния интереса к преподаваемому предмету в ВУЗе на успешность его усвоения и успешную сдачу итогового экзамена по этому предмету;

4 Этап – анализ полученных результатов.

Гипотеза первого эксперимента заключается в том, что информация, являющаяся для человека более интересной лучше сохранится в памяти, чем та, которая кажется менее интересной.

Для проверки данной гипотезы проводилось следующее исследование:

Суть эксперимента заключается в том, что испытуемому необходимо прослушать три рассказа, стараясь максимально подробно запомнить тот материал, который будет ему представлен, с интервалом между воспроизведениями в один час. После каждого из воспроизведений, испытуемый должен был максимально точно и приближенно к тексту повторить зачитанный текст.

Воспроизведение происходило в знакомой для испытуемого обстановке, в которой внимание либо не должно было отвлекаться от сути эксперимента, либо минимально отвлекаться на посторонние вещи. Интервал между воспроизведениями текста был выбран для предотвращения таких эффектов, как снижение внимания, притупление памяти и утомление. На повторение услышанного текста отводилось от полутора до пяти минут.

Вторая часть данного эксперимента заключалась в том, что после прочтения текста, испытуемый должен был повторять прочтенный текст также точно максимально близко к воспроизводимой информацию по прошествии тридцати минут после воспроизведения текста. Также, как и в первом случае, прочтение следующего текста начиналось по прошествии часа, для избежания тех же эффектов - снижение внимания, притупление памяти и утомления.

Тексты для данного исследования были подобраны соответственно различных жанров, поскольку у каждого из испытуемых различные интересы в литературе. Отрывки для воспроизведения состояли из шестидесяти – восьмидесяти слов, в первом и втором экспериментах тексты использовались различные, таким образом для проведения исследования понадобилось шесть текстов. Тексты относились к различным стилистическим жанрам и направлениям литературы – детектив, приключения и публицистика.

Каждый из текстов впоследствии был записан на звуковой носитель и воспроизводился для каждого испытуемого. Это было сделано для того, чтобы чтение происходило с одинаковой интонацией, темпом и громкостью для каждого из испытуемых, а также для того, чтобы испытуемый не отвлекался на человека, который зачитывал бы текст для запоминания, таким образом влияя на достоверность результатов эксперимента.

Степень правильности и точности воспроизведения оценивалась по десятибалльной шкале (1-10), причем точность воспроизведения оценивалась по приближенности к основному тексту, по количеству совпавших предложений. Чем ближе было повторение к оригиналу и чем больше произносилось одинаковых, или похожих предложений, тем выше была оценка испытуемого. После всех трех воспроизведений каждой части эксперимента, испытуемый указывал текст, вызвавший у него наибольший интерес, не зависимо от того, понравилось содержание текста или наоборот.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Основные типы конфликтов.
Существуют два основных типа конфликтов - внутриличностный и межличностный (хотя некоторые авторы увеличивают это число до четырех, шести и более). Необходимо четко различать, что конфликт у чело­века может быть, если не с самим собой, то с окружающими - и здесь, как говорится, третьего не дано. Внутриличностный конфликт - состояние неудовлетвореннос­ти человека какими-либо обстоятельствами ег ...

Детско-родительские отношения в неполных семьях
Семейные взаимоотношения рассматриваются через призму восприятия ребенком окружающего мира. Поведение ребенка и его личностные характеристики определяются не только реальными условиями семейной жизни, но и их восприятием, степенью внутренней активности ребенка. Существует распространенное мнение, что мать в семье создает эмоциональный климат, от которого в большой степени зависит душевное благо ...

Общение с духами-проводниками и контактёрство
"Временами человек может встречаться в надличностных переживаниях с "существом", которое кажется заинтересованным в личных взаимоотношениях и берёт на себя роль учителя, защитника, проводника или просто удобного источника информации. Эти "существа" обычно воспринимаются как развоплощённые человеческие личности, сверхчеловеческие сущности или боги, обитающие на более высо ...