Процедура исследования и характеристика выборки
Страница 1

Психология » Взаимосвязь особенностей памяти, интереса и успешности обучения » Процедура исследования и характеристика выборки

Исследование проводилось в четыре этапа, и состояло из двух экспериментов. Первый был проведен с целью установления влияния степени интереса к объекту запоминания на успешность его сохранения в памяти. Второй был направлен на установление влияния интереса к преподаваемому предмету в ВУЗе на успешность его усвоения и успешную сдачу итогового экзамена по этому предмету.

Вся процедура исследования состояла из следующих этапов:

1 Этап – Подготовительный. Данный этап состоял из просмотра необходимой литературы для разработки методики, направленной на исследование влияния интереса на запоминание, разработки методики, направленной на исследование влияния интереса на запоминание, подбор необходимой литературы различных жанров для проведения методики, сбор необходимой для эксперимента информации по обучению студентов, запись выбранных текстов на звуковой носитель, подбор необходимой методики, подходящей для определения предпочтения профессиональной сферы, составление анкеты, для проведения опроса среди студентов.

2 Этап – проведение эксперимента с целью установления влияния степени интереса к объекту запоминания на успешность его сохранения в памяти;

3 Этап – проведение эксперимента с целью установления влияния интереса к преподаваемому предмету в ВУЗе на успешность его усвоения и успешную сдачу итогового экзамена по этому предмету;

4 Этап – анализ полученных результатов.

Гипотеза первого эксперимента заключается в том, что информация, являющаяся для человека более интересной лучше сохранится в памяти, чем та, которая кажется менее интересной.

Для проверки данной гипотезы проводилось следующее исследование:

Суть эксперимента заключается в том, что испытуемому необходимо прослушать три рассказа, стараясь максимально подробно запомнить тот материал, который будет ему представлен, с интервалом между воспроизведениями в один час. После каждого из воспроизведений, испытуемый должен был максимально точно и приближенно к тексту повторить зачитанный текст.

Воспроизведение происходило в знакомой для испытуемого обстановке, в которой внимание либо не должно было отвлекаться от сути эксперимента, либо минимально отвлекаться на посторонние вещи. Интервал между воспроизведениями текста был выбран для предотвращения таких эффектов, как снижение внимания, притупление памяти и утомление. На повторение услышанного текста отводилось от полутора до пяти минут.

Вторая часть данного эксперимента заключалась в том, что после прочтения текста, испытуемый должен был повторять прочтенный текст также точно максимально близко к воспроизводимой информацию по прошествии тридцати минут после воспроизведения текста. Также, как и в первом случае, прочтение следующего текста начиналось по прошествии часа, для избежания тех же эффектов - снижение внимания, притупление памяти и утомления.

Тексты для данного исследования были подобраны соответственно различных жанров, поскольку у каждого из испытуемых различные интересы в литературе. Отрывки для воспроизведения состояли из шестидесяти – восьмидесяти слов, в первом и втором экспериментах тексты использовались различные, таким образом для проведения исследования понадобилось шесть текстов. Тексты относились к различным стилистическим жанрам и направлениям литературы – детектив, приключения и публицистика.

Каждый из текстов впоследствии был записан на звуковой носитель и воспроизводился для каждого испытуемого. Это было сделано для того, чтобы чтение происходило с одинаковой интонацией, темпом и громкостью для каждого из испытуемых, а также для того, чтобы испытуемый не отвлекался на человека, который зачитывал бы текст для запоминания, таким образом влияя на достоверность результатов эксперимента.

Степень правильности и точности воспроизведения оценивалась по десятибалльной шкале (1-10), причем точность воспроизведения оценивалась по приближенности к основному тексту, по количеству совпавших предложений. Чем ближе было повторение к оригиналу и чем больше произносилось одинаковых, или похожих предложений, тем выше была оценка испытуемого. После всех трех воспроизведений каждой части эксперимента, испытуемый указывал текст, вызвавший у него наибольший интерес, не зависимо от того, понравилось содержание текста или наоборот.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Реабилитация детей со слуховыми нарушениями. Диагностико –терапевтическая программа
Когда ответ ребёнка на стандартной аудиометрии даёт основание предположить или подтверждает потерю слуха, ребёнка сразу включают в верботональную диагностикотерапевтическую программу. Цель этой программы – проверить способность ребёнка имитировать ритм и интонацию, его мышечную координацию и посмотреть реакцию на амплификацию. О результатах и их значении разговаривают с родителями, объясняя прог ...

История возникновения психолого-педагогической коррекции
Психокоррекция возникла в рамках специализации психологии и дефектологии. Первый период – описательный, связан с описанием медицинских наук и педагогических вопросов коррекции аномального развития. Э. Сеген предложил комплексный подход к воспитанию умственно отсталых детей и описал оригинальные методы коррекции и диагностики перцептивного и умственного развития детей (методика «Доска Сегена»). ...

Обсуждение результатов исследования
Для подтверждения или опровержения выдвинутой нами гипотезы, необходимо проанализировать проведенное исследование. 1 этап. Выявление предпочитаемых сфер профессиональной деятельности учащихся. Абсолютные результаты исследования профессиональных предпочтений учащихся представлены в таблице №1 в Приложении 1. Проанализированные данные отображены на рисунке 1. Рис. 1. График предпочитаемых сфер ...