Абрахама МаслоуСтраница 2
Маслоу делит познание на обусловленное дефицитом – Д-познание и бытийно обусловленное – Б-познание. Д-познание обусловлено потребностью в ликвидации дефицита. Оно смотрит на объект познания лишь с точки удовлетворения базовых потребностей и поэтому частично. Б-познание может быть названо не-сопостовительным и не-оценивающим познанием. Это восприятие-само-по-себе-вне-всего-остального. При нём "индивид имеет тенденцию воспринимать ощущение или объект как целое, как завершённую вещь, в отрыве от её связей, возможной её полезности, целесообразности и назначения. Ощущение (объект) воспринимается так, словно оно одно во вселенной, словно из него одного всецело состоит Бытие, оно воспринимается как синоним вселенной" [17, С.105]. Наиболее чётко свойства Б-познания видны в его пиковые моменты, в том, что получило название пиковых переживаний.
Пиковые переживания характеризуются следующими чертами [17, С.105-131]:
1. Всё внимание познающего сосредоточенно исключительно на воспринимаемом объекте. Объект при этом становится всем и его основания исчезают или не воспринимаются как нечто важное.
2. Объект воспринимается безотносительно к его жизненной значимости.
3. Всякая повторная активизация пиковых переживаний обогащает восприятие, позволяет увидеть новые грани воспринимаемого объекта.
4. Восприятие поднимается над эго, оно бескорыстно и не эгоцентрично.
5. Пиковое переживание самоценно, оно переживание-цель, а не переживание-средство.
6. Человек выходит за пределы времени и пространства.
7. Оно может быть только положительным и желанным. Оно целостно и поэтому выходит за ограничения, порождающие зло. Ценности пиковых переживаний радикально отличаются от обыденных ценностей. Это ценности Бытия, а не наши ценности-средства.
8. Пиковые переживания воспринимаются так, будто существуют "где-то там" сами по себе.
9. Пиковые переживания созерцательны, они идут своим ходом, воспринимающий подчиняется ощущению, а не подчиняет его себе.
10. Эмоциональная реакция на пиковое переживание имеет особый привкус удивления, благоговения, почтения, смирения и подчинения величию переживания.
11. В пиковых переживаниях как вся вселенная может восприниматься как единое живое существо, так и одна частица мира может восприниматься как вся вселенная.
12. В пиковых переживаниях постигается сама суть объекта, а не вывод о нём, сделанный на основе рассмотрения его составных частей.
13. Полярности, дихотомии и конфликты приходят к единству и преодолеваются.
14. В пиковых переживаниях достигается любящее, неосуждающее,
Сострадательное и весёлое восприятие мира и человеческого существа, в их полноте и целостности, сколь бы ужасными они не представлялись в обычном состоянии.
15. Объект восприятия становится единственным, уникальным в своём роде.
16. Полная, хотя и длящаяся какое-то мгновение утрата контроля и оборонительной позиции и освобождение от страхов тревоги скованности, нерешительности и сдерживающих начал.
17. Человек обретает единство, индивидуальность, спонтанность, экспрессивность, отвагу, силу и т.д. Он приближается к своему собственному Бытию.
18. Пиковые переживания являются временным здоровым уходом из реального мира, здоровым возвращением детскости ведущим к интеграции психических структур.
Другое по теме:
Логический барьер
Барьер логического непонимания возникает, если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии с правилами логики; тогда мы не только отказываемся его понимать, но и эмоционально воспринимаем его слова отрицательно. При этом неявно предполагаем, что логика есть только одна — правильная, т.е. наша.
Однако ни для кого не секрет, что существуют разные логики: женская, детск ...
Умозаключение как форма мышления
Знания людей по происхождению делятся на непосредственные, почерпнутые из опыта, и опосредованные, выводные. Решающую роль играет именно выводное знание, в котором особенно ярко раскрывается активность человеческого разума. Основной логической формой опосредованного мышления является умозаключение.
Умозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений с необход ...
Выборка
Для исследования предполагается взять следующие группы испытуемых: Люди, являющиеся членами каких-либо сект Люди, не являющиеся членами сект Люди, являющиеся священнослужителями либо активными верующими какой-либо традиционной религии.
Желательный размер каждой группы не менее 15 человек, это необходимо для получения статистически значимых результатов. ...


