Абрахама МаслоуСтраница 1
Абрахам Маслоу (1908-1970) – один из основоположников гуманистического направления в психологии, внёсший большой вклад в изучение творческих потребностей человека и их взаимосвязи с особыми состояниями восприятия бытия – пиковыми переживаниями.
В качестве основных типов человеческой мотивации Маслоу рассматривает преодоление дефицита и стремление к развитию. Он даёт следующее определение дефицита:
"Дефицитом" я называю те потребности, неудовлетворение которых создаёт в организме, так сказать "пустоты", которые должны быть заполнены во имя сохранения здоровья организма, и более того, должны быть заполнены извне, не самим субъектом, а другими человеческими существами" [17, С.46].
Этими потребностями являются – потребность в безопасности, в сопричастии, в любви, уважении и признании. Им Маслоу противопоставляет другую группу потребностей. Это потребности в развитии, личностном росте, раскрытии своих способностей и т.д. Эти потребности он определяет как совокупность различных процессов, приводящих личность к полной самоактуализации, "понимаемой как непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности" [17, С.44-51].
Но потребность в развитии часто оказывается подавленной. Это происходит вследствие отсутствия удовлетворения базовых потребностей и, прежде всего потребности в безопасности.
"Уверенность в собственной безопасности позволяет индивиду испытывать более высокие потребности и импульсы, а также двигаться к зрелости. Угроза безопасности – означает отступление назад, к более фундаментальному уровню" [17, С.78].
Удовлетворение же основных потребностей не только открывает путь развитию, но и обладает психотерапевтическим потенциалом, освобождая человека от его невротичности, создавая возможность для прежде подавленного роста.
"Там, где присутствуют терпимость, любовь, одобрение, понимание, защищённость, удовлетворение, поддержка и отсутствуют агрессивность, стремление ставить оценки, желание сравнивать, то есть там, где человек может чувствовать себя в полной безопасности, там у него появляется возможность разобраться со всевозможными мизерными мотивами, вроде враждебности, невротической зависимости, и дать им выход. Стоит человеку только пройти через такой катарсис, и он спонтанно устремляется к другим радостям жизни, которые другими людьми воспринимаются как "более возвышенные" или направленные на развитие личности, например к любви и творчеству. Стоит человеку испытать эти радости, и он будет предпочитать их всем остальным" [17, С.82].
Способность к развитию тесно связана со способностью к познанию себя и окружающего мира. Но, как отмечает Маслоу, наша потребность в познании испытывает сильное давление со стороны страха перед познанием. Мы боимся всего, что способно подорвать нашу веру в себя, наше самолюбие, но также мы боимся того, что может вывести нас из состояния покоя, сказать нам о том, насколько мы обкрадываем свою жизнь, пренебрегая своим внутренним богатством. Само наше общество с детских лет подавляет в ребёнке потребность в познании, учит его обходить определённые вопросы стороной, заставляет пренебрежительно или враждебно относиться к вещам, не укладывающимся в общепринятое понимание. Новое знание заставляет человека по-другому смотреть на мир, по другому относиться к своим поступкам, ставит перед необходимость новых действий – заставляет принять дополнительную ответственность. А это всегда дополнительный груз, и принять его может только человек, устремлённый к своему развитию [17, С. 90-99].
Другое по теме:
Теоретические основы характеристики внимания. Определение
внимания, его функции
Внимание – это направленность психики (сознание) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной активности.
Под направленностью понимают, прежде всего, избирательный (селективный) характер протекания познавательной деятельности, произвольный (преднамеренный) или ...
Специфика организационной деятельности государственных и коммерческих
структур
В связи со спецификой организационной деятельности коммерческих и государственных структур выделяются различия в отношении к деньгам у представителей этих групп. Так, для государственных служащих определяющим является именно высокая заработная плата (чем выше занимаемая должность, тем более высокая значимость заработной платы), а у представителей бизнес-структур на первое место выступает возможн ...
Теоретические основы проблемы развития памяти и мнемических процессов у
детей с нарушением зрения. Психологическая основы развития
памяти и основных мнемических процессов в дошкольном возрасте
«Без памяти, – писал С. Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».
По мнению Л. С. Выготского (1930), память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ...


