Сущность воспитания. Формы организации учебно-воспитательной деятельности
Страница 2

Психология » Психология и педогогика » Сущность воспитания. Формы организации учебно-воспитательной деятельности

2) Ведущим участником воспитательного процесса являются взрослые, оказывающие своею деятельностью, личностью, отношениями постоянное воспитательное воздействие на детей, и сами являющиеся объектом воспитания. Взрослые люди становятся субъектом воспитательного процесса, когда осознают смысл и цель своей жизни, долг, ответственность за своё влияние на подрастающее поколение, осуществляют более или менее целенаправленно своё физическое и духовно-нравственное совершенствование.

3) Третьим участником объективного воспитательного процесса является коллектив. Дети не только постоянно соприкасаются с коллективами взрослых, но и сами по собственной инициативе и взрослыми объединяются в коллективы – учебные, трудовые и самодеятельные объединения, общественные организации, игровые группы, спортивные команды. Детский воспитательный коллектив способствует осознанию детьми социально-ценных целей и перспектив развития коллективной жизни, внесению элемента социального порядка, политических, нравственных, эстетических и иных общественных требований. Всё это углубляет воспитательную значимость детского коллектива и делает его одновременно объектом воспитания.

4) Четвёртым участником воспитательного процесса является социально-культурная среда, сила воспитательного воздействия которой зависит от степени её реальной включенности в воспитательные отношения, взаимодействия, деятельность и общение детей и взрослых людей.

Принципы воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. В то же время они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами: а) общественная направленность воспитания; б) связь воспитания с жизнью, трудом; в) опора на положительное в воспитании; г) гуманизация воспитания; д) личностный подход; е) единство воспитательных воздействий.

Основу гуманистического отношения к воспитанию ребёнка составляют следующие тезисы гуманистической психологии:

1) Человек должен изучаться в его целостности.

2) Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения.

3) Человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью.

4) Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и развития человека.

5) Человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которая является частью его природы.

6) Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своём выборе.

7) Человек – это активное, творческое существо.

Итогом воспитательного воздействия является «воспитанность» человека, о которой можно говорить, основываясь на различных показателях, например, облик, речь, манера поведения, ценностные ориентации отношение к деятельности и стилю общения. Направление воспитания определяется единством целей и содержания. На основании сказанного принято выделять умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. Кроме того, формируются новые виды воспитательного воздействия – гражданское, правовое, экологическое.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Взгляд К.Г. Юнга на проблему соотношения сознания и бессознательного
В отличие от 3. Фрейда Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, на архетипах – представлениях, сформированных у человечества в далеком прошлом. Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации (индивидуации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, н ...

Борьба с рассеянностью
Учителю надо различать три вида рассеянности учащихся. Ученик может не слушать объяснений учителя, отвечать невпопад на его вопросы не потому, что невнимателен вообще, а потому что его внимание занять другим, например мыслями о том, что сейчас делается дома. Другого рода рассеянность характеризуется тем, что учащийся очень вял и не на чем не может сосредоточиться. Наконец у школьника может быть ...

Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания у младших школьников. Диагностические методики по изучению развития внимания у младших школьников
Среди наиболее значимых, с моей точки зрения, психологопедагогических особенностей внимания это его устойчивость, концентрации, переключаемость и объем. Специальная работа учителя по развитию внимания способствует своевременному психическому развитию младших школьников и успешному усвоению ими учебной программы. Для выяснения уровня развития внимания у младших школьников были проведены экспери ...