Сущность воспитания. Формы организации учебно-воспитательной деятельности
Страница 2

Психология » Психология и педогогика » Сущность воспитания. Формы организации учебно-воспитательной деятельности

2) Ведущим участником воспитательного процесса являются взрослые, оказывающие своею деятельностью, личностью, отношениями постоянное воспитательное воздействие на детей, и сами являющиеся объектом воспитания. Взрослые люди становятся субъектом воспитательного процесса, когда осознают смысл и цель своей жизни, долг, ответственность за своё влияние на подрастающее поколение, осуществляют более или менее целенаправленно своё физическое и духовно-нравственное совершенствование.

3) Третьим участником объективного воспитательного процесса является коллектив. Дети не только постоянно соприкасаются с коллективами взрослых, но и сами по собственной инициативе и взрослыми объединяются в коллективы – учебные, трудовые и самодеятельные объединения, общественные организации, игровые группы, спортивные команды. Детский воспитательный коллектив способствует осознанию детьми социально-ценных целей и перспектив развития коллективной жизни, внесению элемента социального порядка, политических, нравственных, эстетических и иных общественных требований. Всё это углубляет воспитательную значимость детского коллектива и делает его одновременно объектом воспитания.

4) Четвёртым участником воспитательного процесса является социально-культурная среда, сила воспитательного воздействия которой зависит от степени её реальной включенности в воспитательные отношения, взаимодействия, деятельность и общение детей и взрослых людей.

Принципы воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. В то же время они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами: а) общественная направленность воспитания; б) связь воспитания с жизнью, трудом; в) опора на положительное в воспитании; г) гуманизация воспитания; д) личностный подход; е) единство воспитательных воздействий.

Основу гуманистического отношения к воспитанию ребёнка составляют следующие тезисы гуманистической психологии:

1) Человек должен изучаться в его целостности.

2) Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения.

3) Человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью.

4) Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и развития человека.

5) Человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которая является частью его природы.

6) Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своём выборе.

7) Человек – это активное, творческое существо.

Итогом воспитательного воздействия является «воспитанность» человека, о которой можно говорить, основываясь на различных показателях, например, облик, речь, манера поведения, ценностные ориентации отношение к деятельности и стилю общения. Направление воспитания определяется единством целей и содержания. На основании сказанного принято выделять умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. Кроме того, формируются новые виды воспитательного воздействия – гражданское, правовое, экологическое.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Элементы психокоррекционной ситуации
Несмотря на различие в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздействие сводится к тому, что один человек пытается помочь другому. Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов: 1. Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, в психоко ...

Внимание как условие усвоения
Для усвоения любого учебного материала необходимо внимание. Как выразился Ушинский, внимание «та дверь, через которую проходит все то, что только входит в душу человека внешнего мира». Если учителю не удается добиться внимания учащимся класса к тому, что он объясняет на уроке, то он говорит попусту, подобно человеку, показывающему картину людям, повернувшимся к ней спиной. Часто жалобы учащихся ...

Психологические трудности в деятельности и обучении школьников при переходе из начальной школы в основную. Психологические особенности младших подростков
С точки зрения психофизического развития возраст 10— 12 лет называют предпубертатным. Переходное состояние перед кризисом характеризуется особой эмоциональностью. В этом возрасте преобладают ситуативно обусловленные эмоции, наиболее низкая самооценка. Однако, несмотря на несколько негативный фон развития ребенка в предподростковый возраст, исследования, анализируемые Г.А. Цукерман, показали, что ...