Сущность воспитания. Формы организации учебно-воспитательной деятельности
Страница 1

Психология » Психология и педогогика » Сущность воспитания. Формы организации учебно-воспитательной деятельности

Воспитание как общественное явление. Под воспитанием понимается целенаправленное развитие человека как неповторимой индивидуальности, рост и совершенствование нравственных и творческих сил этого человека. «Воспитывать» – это значит направлять развитие субъективного мира человека в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, и, вместе с тем, способствовать максимальному развитию индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Основные черты воспитания:

1) возникло из потребности приобщения подрастающих поколений к условиям общественной жизни и производства.

2) появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует, пока живёт само общество.

3) на каждом этапе общественно-исторического развития по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно исторический характер, обусловлено характером и организацией жизни общества.

4) осуществляется за счёт освоения основных элементов социального опыта, в процессе и результате вовлечения новых поколений в общественные отношения, общественно-необходи-мую деятельность.

Закономерности воспитания:

1) зависимость воспитания от совокупности объективных и субъективных факторов общественной среды;

2) единство и взаимосвязь воспитания и развития личности;

3) целесообразность организованной деятельности как основы эффективности воспитания;

4) взаимосвязь между воспитательным воздействием, взаимодействием и активной деятельностью воспитанников.

Принципы воспитания:

направленности;

связи с жизнью;

научности;

учёта возрастных и индивидуальных особенностей;

наглядности;

преемственности;

активности учащихся;

воспитания в коллективе и через коллектив;

уважения в сочетании с разумной требовательностью;

10) воспитания в труде;

11) прочности воспитательного результата.

Методы воспитания. Воспитательные задачи решаются при помощи применения различных средств и приёмов. Выделяются методы: 1) ориентированные на формирование положительного поведения воспитанников в общении и деятельности; 2) направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников; 3) использующие поощрения и наказания.

Средства воспитания представляют набор «инструментов», который используется для решения воспитательных задач. К ним относятся: знаковые символы, материальные средства, способы коммуникации, технические средства, культурные ценности. Средства воспитания отличаются от форм воспитания тем, что последние представляют собой варианты организации конкретного воспитательного процесса. Процедуру использования комплекса методов и приёмов по достижению воспитательной цели называют методикой. Что касается технологии воспитания, то она представляет собой систему методов, приёмов и средств, применяемую в соответствии с конкретной логикой достижения целей и принципами действия воспитателя.

В период становления личности воспитанника необходимо сочетать развивающие методы и средства воспитания с целью стимулирования способности к восприятию воспитательного воздействия.

Компоненты воспитательного процесса: ребёнок, взрослый, коллектив (группа), социально-культурная среда.

1) Ребёнок как субъект воспитательного процесса является индивидуальностью, развивающейся на основе природных сил и задатков, обладающей исходными потребностями, возникающими мотивами и интересами. Формирование и развитие задатков, способностей и потребностей каждого ребёнка обусловлены возможностями социальной среды и воспитания.

Созревание физических и духовных сил ребёнка осуществляется на разных этапах становления личности неравномерно. И вместе с тем лишь своевременное и гармоничное развитие сущностных сил: интеллектуальных, эмоциональных, физических, волевых создаёт реальную основу для всестороннего развития. Ребёнок как субъект воспитательного процесса представляет собой активную саморазвивающуюся индивидуальность и личность, стремящуюся к удовлетворению своих потребностей в деятельности и общении, усваивающую, аккумулирующую, перерабатывающую в определенных условиях воспитательные воздействия, принимающую их или сопротивляющуюся им.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Психологическое заключение и психологический диагноз
По характеру проработанности психологическое заключение подразделяется на два вида: первичное и итоговое, уточненное. По аналогии с медицинскими вариантами первичного и уточненного диагноза вначале формулируется только первичное заключение, после обработки всего комплекса данных – итоговое. Итоговое психологическое заключение является либо конечным этапом диагностического процесса деятельности ...

Особенности разглашения психологической информации
Обеспечение тайны результатов обследования. Вопрос, возникающий в особенности в связи с использованием личностных тестов, касается посягательства на тайну личности. Для эффективности обследования, может быть, необходимо держать испытуемого в неведении относительно специфических способов, которыми должны интерпретироваться его ответы на любой тест. Однако личность не должна подвергаться какому-ли ...

Основные закономерности ощущений
К основным закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия. Охарактеризуем более подробно каждое понятие. Пороги чувствительности. Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущения. Так, например, прикосновения пушинки к телу нельзя почувствовать. А при действии очень сильного раздражителя может наступить момент, когда вообще пер ...