Заключение

Не имея аналогичной животным заданной программы жизнедеятельности, единственный способ человека выжить - опереться на социальную реальность, которая является специфической природной нишей, созданной самими людьми. С помощью процесса социализации, а также постоянного процесса получения и переработки информации, у человека складываются определённые паттерны поведения, стереотипы, на более высоком уровне: идеологические, философские и религиозные системы, мировоззрения. Так, человек приобретает программу жизнедеятельности, которая по природе своей является внешне детерминированной.

Это обуславливает с одной стороны свободу выбора человека и колоссальное поле для творчества и самореализации, с другой стороны - гибкость и подвижность программы жизнедеятельности. Психика и восприятие человека также являются подвижными системами. Однако чрезвычайная подвижность мировоззрения человека, поставило бы под угрозу его существование. Поэтому он сохраняет устойчивость поведения, следуя правилам и нормам, принятым в социуме, посредством стереотипного повторения определённых реакций на социально значимые стимулы. В силу подвижности психики и того, что самым мощным средством воздействия на человека является другой человек, возникает возможность при определённых условиях (социальная изоляция и т. д.), кардинально менять структуру ценностей человека, в короткие временные сроки.

Если конструирование социальной реальности, создание искусственной среды, производится деструктивной группой в манипулятивных эксплуатационных целях, у человека появляются психические и психологические качества, социальные навыки, а далее - идеология и мировоззрение, свойственное зависимому типу личности (при сохранении иллюзии самостоятельности жизнедеятельности). Наиболее типичным примером, иллюстрирующий данный феномен, являются группы, именуемые тоталитарными сектами, деструктивными культами.

В данной работе была предпринята попытка определить методы влияния на поведение и установки людей, на примере сект. Мы выяснили, что повлиять на поведение и изменить или сформировать установки (а значит повлиять на будущее поведение и отношение) можно следующими способами:

1. использовать автоматические реакции основанных на стереотипах поведения.

2. актуализировать позитивные стереотипы, либо дать возможность о них забыть, если они негативные.

3. провоцировать ситуативное поведение (слова, поступки и т.д.).

Для каждого варианта были предложены конкретные методы влияния, благодаря которым можно достичь поставленных заранее целей (определенного поведения, или изменения установки). Выдвинутые предположения были сделаны на основе определенных теоретических знаний, не подкрепленных пока, к сожалению, практикой, в связи с чем, могут иметь определенные недостатки.

Кроме того, была разработана схема и подобраны методики для проведения исследования, целью которого является изучение изменений социально-психологической адаптации и ценностных ориентаций членов сект как результата целенаправленного воздействия методами психологического влияния.

Проведение проверки предположений, выдвинутых в данной работе, предполагается в рамках выполнения дипломного проекта.

Другое по теме:

Социальные отношения
Ценность отношений — центральная тема работы Роджерса. Ранние отношения могут быть конгруэнтными или могут служить фокусом условий ценности. Поздние отношения могут восстанавливать конгруэнтность или задерживать ее. Роджерс полагает, что взаимодействие с другим дает индивидууму возможность непосредственно обнаружить, открыть, пережить или встретить свою действительную самость. Наша личность ста ...

Выводы
ü Существуют различия в стиле поведения в семейных конфликтах между мужчинами и женщинами: у мужчин более выражен стиль соперничество и менее приспособление, чем у женщин. ü Не существуют различия между стилем поведения супругов в конфликтных ситуациях на разных этапах супружества ü Существует зависимость между стилем поведения в конфликтных ситуациях и характером взаимодействия ...

Вводная часть
Психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминат ...