Заключение
Не имея аналогичной животным заданной программы жизнедеятельности, единственный способ человека выжить - опереться на социальную реальность, которая является специфической природной нишей, созданной самими людьми. С помощью процесса социализации, а также постоянного процесса получения и переработки информации, у человека складываются определённые паттерны поведения, стереотипы, на более высоком уровне: идеологические, философские и религиозные системы, мировоззрения. Так, человек приобретает программу жизнедеятельности, которая по природе своей является внешне детерминированной.
Это обуславливает с одной стороны свободу выбора человека и колоссальное поле для творчества и самореализации, с другой стороны - гибкость и подвижность программы жизнедеятельности. Психика и восприятие человека также являются подвижными системами. Однако чрезвычайная подвижность мировоззрения человека, поставило бы под угрозу его существование. Поэтому он сохраняет устойчивость поведения, следуя правилам и нормам, принятым в социуме, посредством стереотипного повторения определённых реакций на социально значимые стимулы. В силу подвижности психики и того, что самым мощным средством воздействия на человека является другой человек, возникает возможность при определённых условиях (социальная изоляция и т. д.), кардинально менять структуру ценностей человека, в короткие временные сроки.
Если конструирование социальной реальности, создание искусственной среды, производится деструктивной группой в манипулятивных эксплуатационных целях, у человека появляются психические и психологические качества, социальные навыки, а далее - идеология и мировоззрение, свойственное зависимому типу личности (при сохранении иллюзии самостоятельности жизнедеятельности). Наиболее типичным примером, иллюстрирующий данный феномен, являются группы, именуемые тоталитарными сектами, деструктивными культами.
В данной работе была предпринята попытка определить методы влияния на поведение и установки людей, на примере сект. Мы выяснили, что повлиять на поведение и изменить или сформировать установки (а значит повлиять на будущее поведение и отношение) можно следующими способами:
1. использовать автоматические реакции основанных на стереотипах поведения.
2. актуализировать позитивные стереотипы, либо дать возможность о них забыть, если они негативные.
3. провоцировать ситуативное поведение (слова, поступки и т.д.).
Для каждого варианта были предложены конкретные методы влияния, благодаря которым можно достичь поставленных заранее целей (определенного поведения, или изменения установки). Выдвинутые предположения были сделаны на основе определенных теоретических знаний, не подкрепленных пока, к сожалению, практикой, в связи с чем, могут иметь определенные недостатки.
Кроме того, была разработана схема и подобраны методики для проведения исследования, целью которого является изучение изменений социально-психологической адаптации и ценностных ориентаций членов сект как результата целенаправленного воздействия методами психологического влияния.
Проведение проверки предположений, выдвинутых в данной работе, предполагается в рамках выполнения дипломного проекта.
Другое по теме:
Экспериментальное исследование эмоциональных процессов в ситуациях
межличностного конфликта. Методика и ход исследования
Построение и методическое обеспечение обусловлено выдвинутой нами гипотезой. Они служат целям ее верификации. Для получения первичных данных, которые можно классифицировать и обобщать, нами были использованы Методика диагностики самооценки психических состояний личности Г. Айзенка и Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга. [26]
Выбор такого метод ...
Виды и процессы памяти
Виды памяти (по характеру участия воли в запоминании и воспроизведении):
1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов).
Эффективность произво ...
Теоретико-методологические аспекты проблемы личности подростка в трудах
отечественных и зарубежных психологов. Личность подростка
Границы подросткового периода достаточно условны и в жизни наблюдаются значительные индивидуальные вариации как темпов развития, так и сроков наступления тех или иных характерных особенностей данного периода. (Так, фактически начало периода может быть на 1-2 года раньше.) Подростковый период своим своеобразием и темпом резко отличается от всех других этапов жизни человека. Его проявлением являют ...