Мнимая коллективность
Страница 2

Говорить своим, а не чужим голосом. Никогда не следует запоминать интонацию — это сделает механической, но нужно уметь восстанавливать психическую причину ее возникновения — это ее оживит». Особенное внимание уделяется «психологической паузе» речи: «Если без логической паузы речь безграмотна, то без психологической — она безжизненна. Логическая пауза служит уму; психологическая — чувству».

Важную роль в деятельности проповедника играют глаза, их игра.

«При словесном общении,— рекомендуют ему авторы «Уроков»,— говорите не столько уху, сколько глазу . В творческом общении с аудиторией основную, решающую роль играют глаза исполнителя, его взгляд, в котором отражаются малейшие оттенки его внутреннего состояния . Глаза слушателя, как термометр, определяют степень нашего мастерства .»

Серьезные требования предъявляются к содержанию проповеди.

От проповедников прямо требуют приспосабливаться к уровню развития своих слушателей, их интересам, настроениям: «Проповедник должен возбудить интерес; чтобы материал был всегда свежий, мы должны приспособиться к требованию времени . должен понимать способы мышления мужчин, женщин и детей; их восприятия и способы воздействия на них», должен читать не только религиозные книги: «история церкви, философия, этика, психология — это хорошие книги», должен «иметь библейские примеры к следующим примерам: для крестьянина, для строителя, для портного, для домашней хозяйки, для детей, которые не хотят слушаться», по журналам, газетам должен ежедневно знакомиться со всеми событиями, «чтобы разумно беседовать».

Очень детально разработана методика проповедничества у свидетелей Иеговы. Особое внимание они обращают на методику проповеди там, где люди не хотят слушать их «слово Божье». «В проповедническом служении,— говорится в методическом пособии «Как успешно представить благую весть»,— почти у каждой двери наталкиваемся на возражения. Цель наша заключается в том, чтобы дать отпор этим, выдвигаемым людьми, возражениям».

В секте пятидесятников разработано специальное методическое пособие «Отражение возражений при дверях», где дается по нескольку вариантов на возможные попытки «домочадца» прогнать нежелательного, навязчивого проповедника Иеговы. Например, если ему скажут: «Я католик и не интересуюсь вашей работой»,— надо отвечать: «Я радуюсь, что вы католик», .и приступить к проповеди «Только одна истинная религия». Если ему скажут: «Не имею времени .», надо ответить: «Да, это правда, сегодня существует много проблем для решения .» И начать соответствующую проповедь. Проповедники должны по этим указаниям лишиться всякой стеснительности, быть гибкими, как

змеи,

не гнушаться никакими уловками, лишь бы заставить слушать себя.

Повышению качества проповедей всегда большое внимание уделяли вожаки пятидесятников. Штат проповедников обычно являет собой большую группу искусных ораторов.

Им даются советы, как влиять на массы, как заставить аудиторию слушать проповедь, подчинить ее своей воле и т. д. Вот что писал журнал «Атеист» об одном из проповедников пятидесятников, некоем Воропаеве И. Е.» пытавшемся всячески активизировать проповедническую деятельность: «Почему так мало приведено ко Христу душ? — вот вопрос . Или уже не стало на земле ни трудящихся, ни обремененных грехами и беззакониями? О нет! Вина в самих проповедниках. Как часто, будучи занятыми другими делами, они не вкладывают своего сердца, не вкладывают любви в это великое дело — спасение душ! Сердца их холодны и не горят должной любовью к тому, кого они проповедуют, нет любви и к тем, кому проповедуют. Этим объясняется их сухость в проповедях и молитве, а пустота сердца отталкивает слушателей, ибо к засохшему роднику не заставишь нагнуться жаждущего». В другом его писании говорится: «Мы должны быть энергичными и плодотворными работниками на ниве Господней, чтобы успех наш был для всех очевиден . На нас лежит долг евангелизировать и реформировать весь мир, подобно первым христианам и великим реформаторам: Джону Виклифу в Англии, Иоанну Гусу в Чехословакии, Мартину Лютеру в Германии». Ограждая верующих от влияния внешнего мира, руководители сект всегда создавали крайне благоприятные условия для поддержания и развития религиозного фанатизма. В этих условиях искусный проповедник действует не столько путем убеждения, сколько силой внушения. В особенности это характерно для баптизма, пятидесятничества и других евангельских сект.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Понятие об эмоциях
Эмоции – это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний. Понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду ...

Динамика развития уровня сформированности воображения по результатам контрольного этапа эксперимента
С целью определения эффективности проведенной в ходе формирующего этапа работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста, нами был проведен контрольный срез. Его основными задачами являлись: 1) выявить уровень развития воображения у детей 5-6 лет; 2) проследить динамику развития воображения у детей после проведения формирующего эксперимента. Для реализации поставленных це ...

Проявления психической жизни во младенчестве
Во время утробного развития ребенок неразрывно связан с организмом матери. Все его жизненные функции: питание, дыхание, приспособление к температурным изменениям и т.п. осуществляются через организм матери. Рождение ребенка представляет собой качественный скачок, с которого начинается переход к новому, социальному типу развития. Ребенок человека рождается совершенно беспомощным, к моменту рожден ...