Мнимая коллективность
Страница 2

Говорить своим, а не чужим голосом. Никогда не следует запоминать интонацию — это сделает механической, но нужно уметь восстанавливать психическую причину ее возникновения — это ее оживит». Особенное внимание уделяется «психологической паузе» речи: «Если без логической паузы речь безграмотна, то без психологической — она безжизненна. Логическая пауза служит уму; психологическая — чувству».

Важную роль в деятельности проповедника играют глаза, их игра.

«При словесном общении,— рекомендуют ему авторы «Уроков»,— говорите не столько уху, сколько глазу . В творческом общении с аудиторией основную, решающую роль играют глаза исполнителя, его взгляд, в котором отражаются малейшие оттенки его внутреннего состояния . Глаза слушателя, как термометр, определяют степень нашего мастерства .»

Серьезные требования предъявляются к содержанию проповеди.

От проповедников прямо требуют приспосабливаться к уровню развития своих слушателей, их интересам, настроениям: «Проповедник должен возбудить интерес; чтобы материал был всегда свежий, мы должны приспособиться к требованию времени . должен понимать способы мышления мужчин, женщин и детей; их восприятия и способы воздействия на них», должен читать не только религиозные книги: «история церкви, философия, этика, психология — это хорошие книги», должен «иметь библейские примеры к следующим примерам: для крестьянина, для строителя, для портного, для домашней хозяйки, для детей, которые не хотят слушаться», по журналам, газетам должен ежедневно знакомиться со всеми событиями, «чтобы разумно беседовать».

Очень детально разработана методика проповедничества у свидетелей Иеговы. Особое внимание они обращают на методику проповеди там, где люди не хотят слушать их «слово Божье». «В проповедническом служении,— говорится в методическом пособии «Как успешно представить благую весть»,— почти у каждой двери наталкиваемся на возражения. Цель наша заключается в том, чтобы дать отпор этим, выдвигаемым людьми, возражениям».

В секте пятидесятников разработано специальное методическое пособие «Отражение возражений при дверях», где дается по нескольку вариантов на возможные попытки «домочадца» прогнать нежелательного, навязчивого проповедника Иеговы. Например, если ему скажут: «Я католик и не интересуюсь вашей работой»,— надо отвечать: «Я радуюсь, что вы католик», .и приступить к проповеди «Только одна истинная религия». Если ему скажут: «Не имею времени .», надо ответить: «Да, это правда, сегодня существует много проблем для решения .» И начать соответствующую проповедь. Проповедники должны по этим указаниям лишиться всякой стеснительности, быть гибкими, как

змеи,

не гнушаться никакими уловками, лишь бы заставить слушать себя.

Повышению качества проповедей всегда большое внимание уделяли вожаки пятидесятников. Штат проповедников обычно являет собой большую группу искусных ораторов.

Им даются советы, как влиять на массы, как заставить аудиторию слушать проповедь, подчинить ее своей воле и т. д. Вот что писал журнал «Атеист» об одном из проповедников пятидесятников, некоем Воропаеве И. Е.» пытавшемся всячески активизировать проповедническую деятельность: «Почему так мало приведено ко Христу душ? — вот вопрос . Или уже не стало на земле ни трудящихся, ни обремененных грехами и беззакониями? О нет! Вина в самих проповедниках. Как часто, будучи занятыми другими делами, они не вкладывают своего сердца, не вкладывают любви в это великое дело — спасение душ! Сердца их холодны и не горят должной любовью к тому, кого они проповедуют, нет любви и к тем, кому проповедуют. Этим объясняется их сухость в проповедях и молитве, а пустота сердца отталкивает слушателей, ибо к засохшему роднику не заставишь нагнуться жаждущего». В другом его писании говорится: «Мы должны быть энергичными и плодотворными работниками на ниве Господней, чтобы успех наш был для всех очевиден . На нас лежит долг евангелизировать и реформировать весь мир, подобно первым христианам и великим реформаторам: Джону Виклифу в Англии, Иоанну Гусу в Чехословакии, Мартину Лютеру в Германии». Ограждая верующих от влияния внешнего мира, руководители сект всегда создавали крайне благоприятные условия для поддержания и развития религиозного фанатизма. В этих условиях искусный проповедник действует не столько путем убеждения, сколько силой внушения. В особенности это характерно для баптизма, пятидесятничества и других евангельских сект.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Сказкотерапевтическая коррекционная программа для детей, переживших развод родителей
Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционных занятий составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа состоит из девяти занятий. Первые два занятия – ознакомительные, а начиная со второго в каждом занятии – сказка. Занятия проводятся в виде тренинга. Цель каждого занятия – коррекция эмоциональных нарушений (негатив ...

Результаты диагностики наличия внутренней позиции школьника
Как уже указывалось, для изучения особенностей внутренней позиции школьника мы использовали беседу Нежновой, в которой оценивались основные составляющие внутренней позиции школьника: ориентация на содержание учебной деятельности, ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни, ориентация на внешкольные виды деятельности и условия. Представим полученные количественные резул ...

Экспериментальное исследование взаимоотношений с матерью и агрессивного поведения подростков. Описание методов и методик исследования
Цель исследования: выявить взаимосвязь отношений подростков с матерью и агрессивности в подростковом возрасте. Гипотеза исследования: можно предположить, что специфика отношений матери влияет на агрессивность подростка: гиперпротекция является условием физической агрессии, потворствование – вербальной агрессии, эмоциональное отвержение – условием обиды. Задачи исследования: 1. Исследовать про ...