Мнимая коллективность
Страница 2

Говорить своим, а не чужим голосом. Никогда не следует запоминать интонацию — это сделает механической, но нужно уметь восстанавливать психическую причину ее возникновения — это ее оживит». Особенное внимание уделяется «психологической паузе» речи: «Если без логической паузы речь безграмотна, то без психологической — она безжизненна. Логическая пауза служит уму; психологическая — чувству».

Важную роль в деятельности проповедника играют глаза, их игра.

«При словесном общении,— рекомендуют ему авторы «Уроков»,— говорите не столько уху, сколько глазу . В творческом общении с аудиторией основную, решающую роль играют глаза исполнителя, его взгляд, в котором отражаются малейшие оттенки его внутреннего состояния . Глаза слушателя, как термометр, определяют степень нашего мастерства .»

Серьезные требования предъявляются к содержанию проповеди.

От проповедников прямо требуют приспосабливаться к уровню развития своих слушателей, их интересам, настроениям: «Проповедник должен возбудить интерес; чтобы материал был всегда свежий, мы должны приспособиться к требованию времени . должен понимать способы мышления мужчин, женщин и детей; их восприятия и способы воздействия на них», должен читать не только религиозные книги: «история церкви, философия, этика, психология — это хорошие книги», должен «иметь библейские примеры к следующим примерам: для крестьянина, для строителя, для портного, для домашней хозяйки, для детей, которые не хотят слушаться», по журналам, газетам должен ежедневно знакомиться со всеми событиями, «чтобы разумно беседовать».

Очень детально разработана методика проповедничества у свидетелей Иеговы. Особое внимание они обращают на методику проповеди там, где люди не хотят слушать их «слово Божье». «В проповедническом служении,— говорится в методическом пособии «Как успешно представить благую весть»,— почти у каждой двери наталкиваемся на возражения. Цель наша заключается в том, чтобы дать отпор этим, выдвигаемым людьми, возражениям».

В секте пятидесятников разработано специальное методическое пособие «Отражение возражений при дверях», где дается по нескольку вариантов на возможные попытки «домочадца» прогнать нежелательного, навязчивого проповедника Иеговы. Например, если ему скажут: «Я католик и не интересуюсь вашей работой»,— надо отвечать: «Я радуюсь, что вы католик», .и приступить к проповеди «Только одна истинная религия». Если ему скажут: «Не имею времени .», надо ответить: «Да, это правда, сегодня существует много проблем для решения .» И начать соответствующую проповедь. Проповедники должны по этим указаниям лишиться всякой стеснительности, быть гибкими, как

змеи,

не гнушаться никакими уловками, лишь бы заставить слушать себя.

Повышению качества проповедей всегда большое внимание уделяли вожаки пятидесятников. Штат проповедников обычно являет собой большую группу искусных ораторов.

Им даются советы, как влиять на массы, как заставить аудиторию слушать проповедь, подчинить ее своей воле и т. д. Вот что писал журнал «Атеист» об одном из проповедников пятидесятников, некоем Воропаеве И. Е.» пытавшемся всячески активизировать проповедническую деятельность: «Почему так мало приведено ко Христу душ? — вот вопрос . Или уже не стало на земле ни трудящихся, ни обремененных грехами и беззакониями? О нет! Вина в самих проповедниках. Как часто, будучи занятыми другими делами, они не вкладывают своего сердца, не вкладывают любви в это великое дело — спасение душ! Сердца их холодны и не горят должной любовью к тому, кого они проповедуют, нет любви и к тем, кому проповедуют. Этим объясняется их сухость в проповедях и молитве, а пустота сердца отталкивает слушателей, ибо к засохшему роднику не заставишь нагнуться жаждущего». В другом его писании говорится: «Мы должны быть энергичными и плодотворными работниками на ниве Господней, чтобы успех наш был для всех очевиден . На нас лежит долг евангелизировать и реформировать весь мир, подобно первым христианам и великим реформаторам: Джону Виклифу в Англии, Иоанну Гусу в Чехословакии, Мартину Лютеру в Германии». Ограждая верующих от влияния внешнего мира, руководители сект всегда создавали крайне благоприятные условия для поддержания и развития религиозного фанатизма. В этих условиях искусный проповедник действует не столько путем убеждения, сколько силой внушения. В особенности это характерно для баптизма, пятидесятничества и других евангельских сект.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи способности к прогнозированию и агрессии в подростковом возрасте
Последний этап эмпирического изучения является аналитическим. Он направлен на подведение итогов исследования и более открытое описание выводов по проделанной эмпирической работе. При помощи методики "Прогностическая задача" было установлено, что из 90 протестированных подростков 28 ( 31,1%) имеют высокий, 31 (34,45%) низкий и 31 (34,45%) средний уровни способности к прогнозированию. ...

Предмет педагогики. Структура образовательного процесса
Предметом педагогики является образовательный процесс, представленный педагогической системой, её исследование, проектирование и разработка. Элементы педагогической системы (цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения) фактически охватывают все проблемы педагогической науки. Выделяются пять структурных элементов педагогической деятельности: проекти ...

Накатывание духа или экстатическое состояние
Довольно ясное представление об экстатическом состоянии и условиях его возникновения во время молитв можно получить, познакомившись с рассказом члена хлыстовской секты «Богомольский союз» Андрея Зотова: «Мне самому случалось после долгого воздержания от плотского греха и строгого поста на собраниях плакать, как никогда не плакивал, просил сперва у Филиппика (Копылова), а потом у братии и сестер ...