Эмпирическое исследование взаимосвязи способности к прогнозированию и
агрессии у подростков. Этапы проведения эмпирического
исследования взаимосвязи способности к прогнозированию и агрессии у подросСтраница 1
Проведение эмпирического исследования включает в себя ряд этапов: определение методов и методик исследования, нахождение переменных, выявление уровней агрессии и способности к прогнозированию у подростков, установление взаимосвязи способности к прогнозированию с агрессией у подростков и анализ результатов исследования.
Определение методов и методик исследования.
Данный этап имеет своей целью теоретическую разработку проблемы: определение целей исследования, объекта, предмета исследования, гипотезы, формирование выборки испытуемых, ознакомление с базой исследования. Также сюда относится подбор методик исследования, устанавливаются средства статистической обработки данных.
Цель исследования: исследовать взаимосвязь способности к прогнозированию и агрессии у подростков.
Объект исследования: способность к прогнозированию и агрессия.
Предмет исследования: способность к прогнозированию и агрессия у подростков.
Гипотеза исследования: чем выше способность к прогнозированию, тем ниже уровень агрессии у подростков.
Выборка состояла из 90 подростков 13-15 лет, которые являлись учениками 7-х и 8-х классов сш № 3 города Несвижа.
Для выявления взаимосвязи способности к прогнозированию и агрессией у подростков были использованы следующие методы: метод тестирования, количественно-качественного анализа и методы математической обработки данных.
Для работы были подобраны следующие методики: диагностический опросник агрессивных проявлений Басса-Дарки [40] и методика "Прогностическая задача" Л.А. Регуш и Н.Л. Сомовой [48].
Выбранная нами методика диагностики агрессивных проявлений состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет" (Приложение 1). Опросник выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:
1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная агрессия – под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо, так и агрессию, которая ни на кого не направлена, - взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.д. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.
3. Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
4. Негативизм – оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
5. Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленная чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
6. Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань).
8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает плохо, а также ощущаемые им угрызения совести.
Обработка опросника Басса - Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных реакций в соответствии с ключом (Приложение 1), которые определяются суммированием полученных ответов [40].
Показателями способности прогнозирования в методике "Прогностическая задача" выступили уровни успешности прогнозирования, осуществляемого как установление причинно-следственных связей, планирование, преобразование представлений, выдвижение и развитие гипотез.
Другое по теме:
Ганс Айзенк и факторная теория типов
Английский ученый немецкого происхождения Ганс Айзенк (Hans Eysenck) вошел в историю психологии как создатель четырехуровневой иерархической модели человеческой личности. Подобно Р. Кэттеллу, Айзенк пользовался для своих построений математическим аппаратом факторного анализа, однако его подход отличался от подхода Кэттелла по нескольким важнейшим пунктам. Во-первых, он применял гипотетико-дедукт ...
Психологические типы акцентуации характеров (по К.
Леонгарду и А.Е. Личко)
Акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20—50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Выраженность акцен ...
Ролевое движение
Стать членом сообщества толкиенистов довольно сложно. Обычно новичка приводят друзья, знакомые или родственники, которые уже бывали на играх. Первое время они ездят с ним на игры, обучают игровой этике, основным правилам игр, навыкам фехтования. Чтобы стать толкиенистом, необходимо не только внешнее приобщение к корпорации через доспехи, костюм и пр., но и внутреннее.
Ролевики это "молодая ...