Современное состояние проблемы развития воображения у детей дошкольного возраста. Теоретические подходы к пониманию воображения как психического явления
Страница 4

Психология » Психолого-педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет » Современное состояние проблемы развития воображения у детей дошкольного возраста. Теоретические подходы к пониманию воображения как психического явления

По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется на воображение воссоздающее (репродуктивное) и творческое.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение – это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые образы, но новые субъективно для данного человека, а объективно они уже существуют. Они уже воплощены в определенных предметах культуры.

Суть воссоздающего воображения, отмечает В.А. Крутецкий, в том, что человек воспроизводит то, что сам непосредственно воспринимает, но что ему не сообщают другие люди (речью, чертежами, схемами, знаками и пр.). Человек как бы расшифровывает сигналы, символы, знаки. Например, инженер рассматривает чертеж (системы линий на листе), восстанавливает образ машины, которая «зашифрована» условными обозначениями [42].

Творческое воображение

заключается в

самостоятельном создании новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение.

Роль творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писателей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь относиться к ним, как к живым [42].

Особый вид воображения, как отмечал А.В. Петровский, – мечта. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовать свое поведение для его осуществления. Представить себе будущее (то есть то, чего нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ. Причем мечтать – это такой процесс воображения, который всегда направлен не просто в будущее, а в желаемое будущее [36].

К образам такого рода, как мечта, относятся идеалы человека – образы, служащие ему образцами жизни, поведения, отношений, деятельности. Идеал – это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для данного человека черты и свойства личности. В образе идеала выражаются тенденции развития личности.

Еще один вид творческого воображения – фантазия. Здесь желаемое будущее не связывается непосредственно с настоящим. К образам фантазии относятся сказочно-фантастические и научно-фантастические образы. В фантазии представлены объекты и явления, которых в природе нет. И сказки, и научная фантастика, говорил В.А. Крутецкий, – результат творческого воображения. Но их авторы не видят путей достижения того, что рисует их воображение [42].

Кестлер считает, что игра воображения дает возможность по-новому связать как известные ранее, так и приобретенные ранее данные. Ричардс указывает на различные смысловые оттенки при характеристике воображения. Это:

- необычно эффективный способ связи вещей;

- синтетическая и магическая сила, способствующая восприятию старого с чувством новизны;

- находчивость в соединении элементов, обычно несоединимых;

- способность ярко, метафорически выразить свою мысль, а также способность к репродукции;

продуцирование образов.

Следует обратить внимание на определения, которые имеются в литературе. Л.С. Выготский отмечает, что «воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, раньше не существующий образ, составляет, как известно, саму основу этой деятельности, которую мы называем воображением» [8].

Подводя итог, хотелось бы отметить, что воображение – одно из самых важных, интересных и загадочных свойств человеческой психики. Этот феномен ещё до конца не изучен, в том числе его анатомо–физиологическая основа. Локализация воображения в мозгу человека, связь воображения с работой органических структур также мало изучены.

Таким образом, анализ теоретических подходов к интерпретации понятия «воображение» отображает сложность этого психологического образования, многогранность этой стороны психики порождает и разномыслие в классификации воображения, и трактовке относительно его содержания. Содержание развития воображения следует детальнее рассмотреть через особенности, чему посвящен материал следующего параграфа.

Страницы: 1 2 3 4 

Другое по теме:

Приложения
Таблица №1. Результаты исследования профессиональных интересов учащихся. Сфера искусства Сфера тех. интересов Сфера работы с людьми Сфера ум. труда Сфера физического труда Сфера материальных интересов 1 13 20 15 7 13 18 2 11 14 17 22 15 14 3 3 17 16 20 17 17 4 20 12 14 8 17 17 ...

Этические аспекты начала психотерапии
Психолог начинает работу с клиентом только при условии его информирования. Информирование подразумевает, что клиент обращается за помощью к психологу по собственной воле и без нажима со стороны, понимает суть происходящего и осведомлен о возможных последствиях предстоящей работы.Если клиент не может дать осознанного согласия, психологи получают согласие от тех людей, которые, в соответствии с за ...

Обсуждение результатов, выводы
Таким образом, проанализировав все используемые нами методики, мы пришли к следующим выводам. Длительность периода адаптации зависит от многих причин: - от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка; - от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; - от состояния здоровья; - от резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находитьс ...