Современное состояние проблемы развития воображения у детей дошкольного возраста. Теоретические подходы к пониманию воображения как психического явления
Страница 3

Психология » Психолого-педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет » Современное состояние проблемы развития воображения у детей дошкольного возраста. Теоретические подходы к пониманию воображения как психического явления

Р.С. Немов подчеркивает то, что воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны [35]. Вообще воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: восприятием, памятью, чувствами, мышлением [24].

Помимо связи с психическими процессами, воображение тесно связано с реальностью. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатами преднамеренного анализа бесчисленного множества фактов. Недаром Л.С. Выготский говорил: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение» [7].

По данным Л.С. Выготского, все представления воображения строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохраненных в памяти. Деятельность в воображении всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями. Из «ничего» воображение творить не может (слепой от рождения не может создать цветовой образ, глухой – звуков). Самые причудливые и фантастические продукты воображения всегда строятся из элементов действительности [9].

Физиологической основой воображения, подчеркивает О.В. Боровик, – является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных [3].

Нейрофизиологической основой воображения является образование временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальных систем, их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы под влиянием различных мотиваций. Воображение связано с эмоциями, деятельностью подкорковых образований головного мозга, но исследования последних лет подтверждают, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга, например, гипоталамо-лимбической системе. Экспериментально выяснено: при повреждении гипоталамо-лимбической системы у человека могут происходить характерные расстройства психики: возникает впечатление, что его поведение не регулируется определённой программой и состоит из серии отдельных, изолированных актов, впрочем, самих по себе достаточно сложных и целостных. Под влиянием воображения у человека возникают соответствующие органические изменения. Так, образно представляя те или иные физические действия, можно вызвать учащение работы сердца, органов дыхания.

В. Синельников полагает, что типы воображения различаются по способам функционирования образов: наиболее простая форма – спонтанное воображение – связана с прямым копированием образов; наиболее сложная – комбинирующее воображение – обусловлена использованием абстрагирования, синтеза и символического замещения [47].

В психологии выделяют следующие виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное и творческое. В творческое, в свою очередь, входят мечта и фантазия.

Непроизвольное (пассивное) воображение возникает под воздействием мало осознанных и неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «безумного отдыха».

Л.С. Коршунова понимала сон

как продукт здоровья психики. Сны видят все люди. Исследования последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы для работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики. Продуктом больной или нездоровой психики являются галлюцинации.

Галлюцинации – это тоже проявление пассивного, непреднамеренноего воображения. У людей психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазий приобретают черты реальности. У душевнобольного они конкурируют с тем, что он действительно воспринимает. Если ему представляется давно умерший родственник, он разговаривает с ним как с живым, не на минуту не сомневается в реальности последнего. Такие «сны наяву» и называются галлюцинациями [25].

Грезы – это пассивное, но преднамеренное воображение, это мечты, не связанные с волей, направленное на их восприятие. Люди грезят о чем-то приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазий с потребителями и желаниями.

Произвольное (активное) воображение, по мысли Л.С. Коршуновой,

– это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте, и наибольшее развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли (летчика, шофера, доктора и т.д.). Необходимость построить свое поведение в соответствии с принятой на себя ролью требует активной работы воображения. Кроме этого надо вообразить недостающие предметы и саму систему игры [25].

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Протекание адаптационного периода у детей раннего возраста
Следует отметить, что проблема адаптации ребенка к ДОУ в раннем возрасте изучена явно недостаточно, имеющиеся в психологической литературе данные весьма немногочисленны, психологических исследований по этой теме очень мало. Эта ни чуть не менее значимая проблема, чем переход ребенка в школу и адаптации к ней, которая является предметом многочисленных исследований, остается без внимания психолого ...

Описание методов диагностики
Практическая работа по изучению характера адаптации к детскому учреждению проводилась с помощью следующих диагностических методов: наблюдение, опросник для родителей для выявления способности ребенка адаптироваться к жизни (А. Фромм), анкета для матерей детей раннего возраста с различным типом адаптации к ДОУ, опросник для воспитателей "Учет преобладающего настроения ребенка", методика ...

Самооценка как психологический феномен. История представлений об оценке себя человеком
Понятие «самооценка» в психологии сформировалось не сразу. Ученые постепенно углубляли и расширяли это понятие. Одним из первых исследователей, занимавшихся изучением проблемы «Я» в психологии и основателем разработки проблемы самооценки, был Уильям Джеймс (1890). В понимании Джеймса самооценка является эмоциональным образованием, он видит в самооценке неудовлетворенность или удовлетворенность с ...