Предмет педагогики. Структура образовательного процесса
Страница 1

Психология » Психология и педогогика » Предмет педагогики. Структура образовательного процесса

Предметом педагогики является образовательный процесс, представленный педагогической системой, её исследование, проектирование и разработка. Элементы педагогической системы (цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения) фактически охватывают все проблемы педагогической науки. Выделяются пять структурных элементов педагогической деятельности: проектировочный (цель), конструктивный (содержание), коммуникативный (обучающий-обучающийся), организационный (процесс и формы), гностический (преподаватель). Иначе говоря, педагог в своей профессиональной деятельности ставит цели, разрабатывает содержание, отбирает средства, организует процесс обучения и взаимодействия его участников.

Педагогика в системе научного знания. Развитие комплексного изучения педагогических явлений объективно требуют органической связи педагогики с другими науками. Педагогика развивается, укрепляя и совершенствуя свои связи с философией, социологией, этикой, эстетикой, психологией, анатомией и физиологией человека, гигиеной, этнографией, математикой, кибернетикой и др. В тесных взаимоотношениях педагогика находится с общей, возрастной и педагогической психологией. Психология вскрывает закономерности психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменений психики под влиянием обучения и воспитания. Идеи её широко используются при разработке организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Развита связь педагогики с социальной психологией, которая изучает взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты характера и особенности психического склада людей, находящихся в разных социальных условиях. Исключительно ценны знания о природе физического развития человека, педагогику вооружает общая и возрастная физиология, составляющая естественнонаучную основу обучения и воспитания. Новые, дополнительные возможности для исследования процессов обучения и воспитания перед педагогикой открывает быстро развивающаяся область знания, которая получила название теории управления.

Педагогическая наука – это отражение многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическое знание помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

Предмет и объект педагогики. Предмет педагогики трактуется по-разному: 1) воспитание человека как особая функция общества; 2) исследование тех закономерных связей, которые существуют между развитием человеческой личности и воспитанием и разработка на этой основе теоретических и методических проблем воспитательной деятельности; 3) закономерности, принципы, методы и формы обучения и воспитания человека. Данные определения предмета педагогики позволяют выделить содержащееся в них общее – категорию образовательного процесса, в котором происходит передача человеческого опыта и подготовка подрастающего поколения к жизни и деятельности.

Основные компоненты образовательного процесса. Образовательный процесс выходит за стены учебных заведений, за рамки традиционного нормирования, понимаемого как обучение и воспитание в специально организованных условиях, этапы образовательного процесса охватывают всю жизнь человека, вырабатывают способы жизнедеятельности в изменяющейся информационной среде, в которой знания о мире, получаемые в школе, приходят в противоречие с поступающими из других источников. Образовательный процесс состоит из трех элементов: учебно-воспитательного, учебно-познавательного и самообразовательного процессов.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Исследование особенностей отношения к деньгам у сотрудников государственной и коммерческой организаций
В результате проведенного исследования отношения к деньгам было выявлено следующее. При оценке связи понятия «деньги» с различными качествами по 7-балльной шкале можно выделить некоторые особенности (приложение 5). Наиболее часто деньги связывают с такими качествами как беспринципность, ответственность, достижения, средство существования, здоровье, несправедливость, зависимость, комфорт, развле ...

Экстраверсия/Интроверсия
Первый тип (суперфактор), выделенный Айзенком, носит название экстраверсия/интроверсия. Термин "экстраверсия", вместе с противоположным ему термином "интроверсия", имеет неодинаковое значение у разных теоретиков. Скажем, Юнг выделял два достаточно широких типа личности, называя их "экстравертность" и "интровертность". Его определение этих категорий несколь ...

Требования к готовности психолога к психокоррекционному воздействию
Основные компоненты профессиональной готовности к коррекцнонному воздействию Теоретический компонент: знание теоретических основ коррекционной работы, способов коррекции и т.д. Практический компонент: владение конкретными методами и методиками коррекции. Личностная готовность: психологическая проработанность у психолога собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать ...