Предмет педагогики. Структура образовательного процесса
Страница 1

Психология » Психология и педогогика » Предмет педагогики. Структура образовательного процесса

Предметом педагогики является образовательный процесс, представленный педагогической системой, её исследование, проектирование и разработка. Элементы педагогической системы (цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения) фактически охватывают все проблемы педагогической науки. Выделяются пять структурных элементов педагогической деятельности: проектировочный (цель), конструктивный (содержание), коммуникативный (обучающий-обучающийся), организационный (процесс и формы), гностический (преподаватель). Иначе говоря, педагог в своей профессиональной деятельности ставит цели, разрабатывает содержание, отбирает средства, организует процесс обучения и взаимодействия его участников.

Педагогика в системе научного знания. Развитие комплексного изучения педагогических явлений объективно требуют органической связи педагогики с другими науками. Педагогика развивается, укрепляя и совершенствуя свои связи с философией, социологией, этикой, эстетикой, психологией, анатомией и физиологией человека, гигиеной, этнографией, математикой, кибернетикой и др. В тесных взаимоотношениях педагогика находится с общей, возрастной и педагогической психологией. Психология вскрывает закономерности психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменений психики под влиянием обучения и воспитания. Идеи её широко используются при разработке организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Развита связь педагогики с социальной психологией, которая изучает взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты характера и особенности психического склада людей, находящихся в разных социальных условиях. Исключительно ценны знания о природе физического развития человека, педагогику вооружает общая и возрастная физиология, составляющая естественнонаучную основу обучения и воспитания. Новые, дополнительные возможности для исследования процессов обучения и воспитания перед педагогикой открывает быстро развивающаяся область знания, которая получила название теории управления.

Педагогическая наука – это отражение многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическое знание помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

Предмет и объект педагогики. Предмет педагогики трактуется по-разному: 1) воспитание человека как особая функция общества; 2) исследование тех закономерных связей, которые существуют между развитием человеческой личности и воспитанием и разработка на этой основе теоретических и методических проблем воспитательной деятельности; 3) закономерности, принципы, методы и формы обучения и воспитания человека. Данные определения предмета педагогики позволяют выделить содержащееся в них общее – категорию образовательного процесса, в котором происходит передача человеческого опыта и подготовка подрастающего поколения к жизни и деятельности.

Основные компоненты образовательного процесса. Образовательный процесс выходит за стены учебных заведений, за рамки традиционного нормирования, понимаемого как обучение и воспитание в специально организованных условиях, этапы образовательного процесса охватывают всю жизнь человека, вырабатывают способы жизнедеятельности в изменяющейся информационной среде, в которой знания о мире, получаемые в школе, приходят в противоречие с поступающими из других источников. Образовательный процесс состоит из трех элементов: учебно-воспитательного, учебно-познавательного и самообразовательного процессов.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Физиологические основы внимания
Что лежит в основе процессов направленности и сосредоточения психической деятельности с точки зрения физиологической? Какие нервные процессы связаны с отбором одних воздействий от других? В коре больших полушарий мозга протекают два процесса: возбуждение и торможение. Когда человек внимателен к чему-либо, это значит, что у него в коре мозга возник очаг возбуждения. Остальные участки мозга в это ...

Потребности самоуважения.
Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения. Маслоу разделил их на два типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задача ...

Готовность к выполнению семейных ролей в браке
Современная семья является объектом пристального внимания со стороны разных отраслей науки. Многие проблемы лежат на стыке социально – психологического и социологического аспектов изучения семьи. Одной из таких сторон семейной жизни являются семейные роли . Понятие семейной роли в отечественной науке опирается на представления отечественных авторов о социальной роли. Социальная роль понимается, ...