Заключение
Основной целью нашего исследования было выяснение соотношения эмоциональных процессов и конфликтных реакций человека.
Для достижения цели осуществлено изучение и анализ научных работ о межличностных конфликтах и эмоциональных процессах личности, в ходе которого, мы обосновали актуальность нашего исследования по данной теме. Наиболее ярким выводом теоретического исследования следует считать заключение о перестройке человеческой личности для функционирования в конфликтном режиме. Показателем неестественности таких изменений, их вредности для человеческого организма и психики выступают эмоции, открывающиеся человеку в непосредственных переживаниях. Конфликт нецелесообразен с точки зрения человеческого организма и его потребностей. Кроме того, не сами конфликты действуют разрушительно, затрудняя совместную жизнь людей, а следствия конфликта в виде стресса, оборонительных реакций, искажающих светлое мироощущение, заставляющие видеть друг в друге врагов. Люди упорствуют в своих конфликтных намерениях ради более отдаленных целей: сохранить себя, свои ценности, свой характер и мировоззрение.
В ходе исследования было выявлено реальное соотношение и взаимодействие факторов эмоционального реагирования в конфликте и выбора личностью направленности и типа реагирования. Основной вывод, который можно сделать – эмоциональные процессы влияют, главным образом на выбор человеком направленности реакции, и, в гораздо меньшей степени типа реагирования. Фрустрация как эмоциональный фактор конфликта статистически значимо не связана ни с направленностью реакции, ни с ее типом.
Интерпретация данных представляла трудности, так как в гипотезе заложено психологическое содержание принципиально не верифицируемое только математическими методами. Именно теоретическое исследование связи эмоциональных процессов и факторов реагирования в конфликте позволило сформулировать нашу гипотезу такой, какой она представлена в исследовании. А психологическая интерпретация – оценить возможность подтверждения.
Исходя из результатов исследования, были определены магистральные пути и средства снижения остроты конфликтов в межличностных отношениях. К основным путям можно отнести установление доверительных отношений в консультировании, способствующих более открытому переживанию конфликтных взаимоотношений клиента; тренинговые методы, позволяющие нивелировать такие источники конфликта как отсутствие навыков конструктивного общения, переговоров и умения идти на компромисс. Поскольку большинство межличностных конфликтов имеют ценностно-мировоззренческую окраску, то умение принимать конфликтные отношения как одну из возможностей личностного роста можно считать бесценной, но вполне развиваемой.
Каждый специалист в области практической психологии, так или иначе, работает над проблемой конфликта в межличностных отношениях. Надеемся, что добытое нами психологическое знание в области эмоциональных отношений в конфликте поможет людям лучше понимать, более внимательно и сочувственно относиться друг к другу.
Другое по теме:
Возрастные особенности мотивации подростков. Профессиональная
мотивация трудовой деятельности человека
Мотивы, связанные с трудовой деятельностью человека, можно разделить на три группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы; конкретная деятельность определяется в конечном итоге всеми этими мотивами (мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, а последние ведут к мотивам выбора места работы).
Рассмотрим те побудительные ...
Применение теории А. Адлера в психокоррекции
А. Адлер
во многих отношениях занимал позиции, не совпадающие, а иногда противоположные взглядам 3. Фрейда. Он ввел многие новшества в теорию и практику психокоррекционной работы. Человек, по А. Адлеру, прежде всего сознательное существо, которое само себя определяет к жизни посредством свободы выбора, смысла жизни и стремления к самореализации. Главное препятствие на пути самореализации челове ...
Рекомендации по ведению диалога с клиентом
1. Не следует пускаться в излишние объяснения, почему и как задается данный вопрос или обсуждается данная тема в ходе беседы. Если с клиентом установлен контакт, многие вещи воспринимаются буквально с полуслова. К примеру, явно неудачным будет следующее обращение: "В начале беседы вы говорили о том, что ваша жена, с вашей точки зрения, излишне много времени тратит на посещения различных кос ...