Заключение
Основной целью нашего исследования было выяснение соотношения эмоциональных процессов и конфликтных реакций человека.
Для достижения цели осуществлено изучение и анализ научных работ о межличностных конфликтах и эмоциональных процессах личности, в ходе которого, мы обосновали актуальность нашего исследования по данной теме. Наиболее ярким выводом теоретического исследования следует считать заключение о перестройке человеческой личности для функционирования в конфликтном режиме. Показателем неестественности таких изменений, их вредности для человеческого организма и психики выступают эмоции, открывающиеся человеку в непосредственных переживаниях. Конфликт нецелесообразен с точки зрения человеческого организма и его потребностей. Кроме того, не сами конфликты действуют разрушительно, затрудняя совместную жизнь людей, а следствия конфликта в виде стресса, оборонительных реакций, искажающих светлое мироощущение, заставляющие видеть друг в друге врагов. Люди упорствуют в своих конфликтных намерениях ради более отдаленных целей: сохранить себя, свои ценности, свой характер и мировоззрение.
В ходе исследования было выявлено реальное соотношение и взаимодействие факторов эмоционального реагирования в конфликте и выбора личностью направленности и типа реагирования. Основной вывод, который можно сделать – эмоциональные процессы влияют, главным образом на выбор человеком направленности реакции, и, в гораздо меньшей степени типа реагирования. Фрустрация как эмоциональный фактор конфликта статистически значимо не связана ни с направленностью реакции, ни с ее типом.
Интерпретация данных представляла трудности, так как в гипотезе заложено психологическое содержание принципиально не верифицируемое только математическими методами. Именно теоретическое исследование связи эмоциональных процессов и факторов реагирования в конфликте позволило сформулировать нашу гипотезу такой, какой она представлена в исследовании. А психологическая интерпретация – оценить возможность подтверждения.
Исходя из результатов исследования, были определены магистральные пути и средства снижения остроты конфликтов в межличностных отношениях. К основным путям можно отнести установление доверительных отношений в консультировании, способствующих более открытому переживанию конфликтных взаимоотношений клиента; тренинговые методы, позволяющие нивелировать такие источники конфликта как отсутствие навыков конструктивного общения, переговоров и умения идти на компромисс. Поскольку большинство межличностных конфликтов имеют ценностно-мировоззренческую окраску, то умение принимать конфликтные отношения как одну из возможностей личностного роста можно считать бесценной, но вполне развиваемой.
Каждый специалист в области практической психологии, так или иначе, работает над проблемой конфликта в межличностных отношениях. Надеемся, что добытое нами психологическое знание в области эмоциональных отношений в конфликте поможет людям лучше понимать, более внимательно и сочувственно относиться друг к другу.
Другое по теме:
Соотношение сознания и бессознательного в отечественной психологии. Л.С. Выготский о проблеме соотношения сознания и
бессознательного
Задачи психологии Л.С. Выготский видел в том, чтобы заполнить пробелы в картине сознательной душевной жизни, теми звеньями, которые не являются объектом полного, непосредственного и постоянного сознания, т.е. тем, что называют подсознательным, малосознательным и бессознательным.
Л.С. Выготский рассматривал человеческую психику как составное сложного процесса, который совершенно не покрывается с ...
Состав группы
Рассматривая вопрос о формировании тренинговой группы в рамках социально-психологического тренинга остановимся на двух важных основаниях отбора участников: однородность группы и стиль коммуникации.
Прежде всего, рассмотрим вопрос, должна ли быть группа однородной или неоднородной? Под однородной группой Кори (1981) понимает группу, которая состоит из людей обладающих общими характеристиками. Эт ...
Понятие личность в психологии. Различные подходы к
пониманию структуры личности. Свойства личности
Личность является не только предметом психологии, но и предметом философского, общественно-исторического познания, на определенном уровне анализа личность выступает со стороны своих природных, биологических особенностей как предмет антропологии, соматологии и генетики человека.
Нет однозначного определения термина "личность". С точки зрения Рубинштейна, личность - совокупность внутрен ...


