Заключение

Основной целью нашего исследования было выяснение соотношения эмоциональных процессов и конфликтных реакций человека.

Для достижения цели осуществлено изучение и анализ научных работ о межличностных конфликтах и эмоциональных процессах личности, в ходе которого, мы обосновали актуальность нашего исследования по данной теме. Наиболее ярким выводом теоретического исследования следует считать заключение о перестройке человеческой личности для функционирования в конфликтном режиме. Показателем неестественности таких изменений, их вредности для человеческого организма и психики выступают эмоции, открывающиеся человеку в непосредственных переживаниях. Конфликт нецелесообразен с точки зрения человеческого организма и его потребностей. Кроме того, не сами конфликты действуют разрушительно, затрудняя совместную жизнь людей, а следствия конфликта в виде стресса, оборонительных реакций, искажающих светлое мироощущение, заставляющие видеть друг в друге врагов. Люди упорствуют в своих конфликтных намерениях ради более отдаленных целей: сохранить себя, свои ценности, свой характер и мировоззрение.

В ходе исследования было выявлено реальное соотношение и взаимодействие факторов эмоционального реагирования в конфликте и выбора личностью направленности и типа реагирования. Основной вывод, который можно сделать – эмоциональные процессы влияют, главным образом на выбор человеком направленности реакции, и, в гораздо меньшей степени типа реагирования. Фрустрация как эмоциональный фактор конфликта статистически значимо не связана ни с направленностью реакции, ни с ее типом.

Интерпретация данных представляла трудности, так как в гипотезе заложено психологическое содержание принципиально не верифицируемое только математическими методами. Именно теоретическое исследование связи эмоциональных процессов и факторов реагирования в конфликте позволило сформулировать нашу гипотезу такой, какой она представлена в исследовании. А психологическая интерпретация – оценить возможность подтверждения.

Исходя из результатов исследования, были определены магистральные пути и средства снижения остроты конфликтов в межличностных отношениях. К основным путям можно отнести установление доверительных отношений в консультировании, способствующих более открытому переживанию конфликтных взаимоотношений клиента; тренинговые методы, позволяющие нивелировать такие источники конфликта как отсутствие навыков конструктивного общения, переговоров и умения идти на компромисс. Поскольку большинство межличностных конфликтов имеют ценностно-мировоззренческую окраску, то умение принимать конфликтные отношения как одну из возможностей личностного роста можно считать бесценной, но вполне развиваемой.

Каждый специалист в области практической психологии, так или иначе, работает над проблемой конфликта в межличностных отношениях. Надеемся, что добытое нами психологическое знание в области эмоциональных отношений в конфликте поможет людям лучше понимать, более внимательно и сочувственно относиться друг к другу.

Другое по теме:

Тактики вербовки
В брошюре Американского семейного фонда приводятся четыре признака вербовщика: * Это самый дружественный человек, какого вы когда-либо встречали. * Это человек, СЛИШКОМ заинтересованный в том, что и вам, как он выяснил, нравится делать. * Тот, кто осыпает вас комплиментами и похвалами и хладнокровно оценивает, что с вас можно взять: энтузиазм, энергию, физическую или интеллектуальную силу, де ...

Отличие психологической коррекции от других видов психологической помощи
Психологическая помощь включает в себя: психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию, психологическое консультирование, профориентацию и др. По мнению Р.С. Немова, разница между понятиями «психотерапия» и «психокоррекция» состоит в следующем: психотерапия – это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, психокоррекция – совокупность психо ...

Общение с духами-проводниками и контактёрство
"Временами человек может встречаться в надличностных переживаниях с "существом", которое кажется заинтересованным в личных взаимоотношениях и берёт на себя роль учителя, защитника, проводника или просто удобного источника информации. Эти "существа" обычно воспринимаются как развоплощённые человеческие личности, сверхчеловеческие сущности или боги, обитающие на более высо ...