Состав группы

Рассматривая вопрос о формировании тренинговой группы в рамках социально-психологического тренинга остановимся на двух важных основаниях отбора участников: однородность группы и стиль коммуникации.

Прежде всего, рассмотрим вопрос, должна ли быть группа однородной или неоднородной? Под однородной группой Кори (1981) понимает группу, которая состоит из людей обладающих общими характеристиками. Это могут быть люди одного возраста, как, например группа детей, подростков, или взрослых людей. Другие однородные группы базируются на каких-то общих интересах или проблемах. Так, существуют группы для людей с проблемами излишка веса или тех, которые слишком зависят от алкоголя или наркотиков, группы людей, которые стремятся привлечь внимание к проблемам женщин или мужчин. Некоторые группы, организуемые в школьной обстановке, специально предназначены для детей и подростков, которые имеют какие-то трудности с обучением или таких детей, у которых есть серьезные проблемы адаптации к школьному окружению.

По нашему мнению, однородность группы формируется по тому основанию, которое имеет значение в рамках конкретного тренинга. Например, если ведется тренинг, направленный на формирование личностных изменений в области самооценки и восприятия себя людьми с избыточным весом, то работа группы будет более эффективной, если ее будут составлять полные люди. С другой стороны, если тренинг направлен на формирование более позитивного восприятия других, то необходимость в отборе тучных участников не возникает, наоборот, разнородная в плане внешних данных группа поможет моделировать более широкий спектр ситуаций в ходе тренинговых сессий.

По мнению Кори, однородная группа является более функционально приемлемой для ее членов, чем неоднородная группа. Возьмем, для примера, группу подростков. Такая группа может сфокусировать свое внимание на специфических проблемах развития, с которыми встречаются подростки, например, взаимоотношения со сверстниками, сексуальное развитие и идентификация, борьба за самоутверждение. В группе, которая состоит из подростков и предназначена для них, участники побуждаются выражать многие чувства, которые они держали в себе, через взаимодействие с другими представителями той же возрастной группы. Они могут делиться своими заботами, рассчитывая на поддержку и понимание.

Хотя однородные группы и могут быть более пригодные для части населения, неоднородные группы имеют иногда преимущества для некоторых типов групп развития личности. Гетерогенная группа, представляющая собой как бы в миниатюре социальные структуры, которые существуют в окружающем мире, дает участникам экспериментировать с новым поведением, развивать свои способности к общению с людьми и получать обратную связь от многих разнообразных источников. Особенно желательно подбирать в группу людей разного возраста, образования, социального статуса, интересов и забот, если необходима симуляция обыденной жизни.

Другим важным основанием для формирования тренинговой группы является стиль коммуникации. Каковым бы ни были степень психической зрелости участников группы, их возраст или пол, каждый из них характеризуется определенным стилем коммуникации. Так, пациенты с любым уровнем психической зрелости могут отличаться склонностью к доминированию или подчинению, смелостью или застенчивостью. Для оптимального функционирования группе необходимо наличие участников с разными стилями коммуникации.

Многообразие стилей коммуникации было разделено Тимоти Лири [6] согласно двум основным осям: вертикальная ось образуется качествами доминирования и подчинения; горизонтальная же ось образуется качествами открытости и застенчивости.

Рис. 3 Четыре стиля коммуникации Т. Лири

Сочетание всех этих качеств формирует четыре стиля коммуникации. Оптимально, если в группе присутствуют участники обладающие четырьмя разными стилями. Группа, состоящая из застенчивых и пассивных участников будет эмоционально невыразительной. Стили в определенной степени отражают психическую организацию человека. Проявляя присущие им стили коммуникации в группе, участники могут осознать ранее скрытые особенности своей личности. Мы полагаем, что межличностные конфликты часто связаны с тем, что члены группы проецируют на других те качества, которые они не могут в себе принять. Включение в группу лиц с разным стилем коммуникации дает ее членам возможность учиться на основе сравнения индивидуальных особенностей друг друга.

«Оптимальным составом психодинамической группы следует признать такой, при котором участники находятся примерно на одном уровне психического развития, но обладают разными стилями коммуникации. Кроме того, важно, чтобы каждый участник в чем-то повторял особенности хотя бы одного члена группы, с которым он мог бы идентифицироваться» [52, 140].

Другое по теме:

Образ педагога в понимании родителей
В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Остается вопрос, какие качества учителя ...

Эпизоды сознания единства ("пиковые переживания")
"В состояниях, относящихся к этой группе, человек переживает растворение личных границ и чувство единства с окружающими людьми, с природой или со всей Вселенной. Этот процесс имеет отчётливый сакральный характер и переживается как слияние с творческой энергией космоса или с Богом. Обычные категории времени и пространства, судя по всему трансцендируются, и у человека возникает чувство бескон ...

Состояния одержимости
"В этой разновидности надличностного кризиса люди испытывают отчётливое ощущение, что их психика и тело захвачены и контролируются сущностями и энергиями, которые они воспринимают как приходящие извне, враждебные и беспокоящие. Это могут оказаться мятущиеся развоплощённые сущности, демонические существа или злые люди, овладевшие ими при помощи чёрной магии и колдовских процедур" [9, С. ...