Соотношение сознания и бессознательного в отечественной психологии. Л.С. Выготский о проблеме соотношения сознания и бессознательного
Страница 1

Психология » Соотношение сознания и бессознательного в общей психологии » Соотношение сознания и бессознательного в отечественной психологии. Л.С. Выготский о проблеме соотношения сознания и бессознательного

Задачи психологии Л.С. Выготский видел в том, чтобы заполнить пробелы в картине сознательной душевной жизни, теми звеньями, которые не являются объектом полного, непосредственного и постоянного сознания, т.е. тем, что называют подсознательным, малосознательным и бессознательным.

Л.С. Выготский рассматривал человеческую психику как составное сложного процесса, который совершенно не покрывается сознательной его частью и потому как считал Выготский совершенно законно говорить о психологически сознательном и психологически бессознательном: бессознательное есть потенциально-сознательное [4].

Центральным понятием психологии является бессознательное, которое позволяет заполнить недостающие пробелы психической жизни, установить отсутствующие причинные связи. Для Выготского важно поставить вопрос так: психологично ли бессознательное, может ли оно рассматриваться в процессах поведения наряду с целостными психологическими.

Бессознательное психично и обладает всеми свойствами психического, кроме того, что оно не является сознательным переживанием. Выготский говорил о том, что уже сам характер бессознательного, заключающийся в том, что оно оказывает влияние на сознательные процессы и поведение, требует признания его психофизиологическим явлением [3].

Л.С. Выготский считал, что человеческое сознание – это не сумма отдельных процессов, а система, структура их, т.е. объединение психических функций, способностей и свойств личности – это и есть сознание. Ни одна функция не развивается изолированно. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит и какое место в ней занимает. Так, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном – память, в школьном – мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции. По мнению Л.С. Выготского, процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений. Вход бессознательных явлений в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова, иначе говоря – обобщения.

Л.С. Выготский в своих трудах делает акцент на том, что в научной психологии нельзя игнорировать факты сознания, необходимо просто перевести их на объективный язык. Сознание нельзя рассматривать как нечто отдельное от биологического, физиологического и психологического, ему должно быть найдено место в одном ряду со всеми реакциями организма. Сознание – это проблема структуры поведения. Существует ряд вопросов, на которые должна отвечать психология, и которые наиболее тесно связаны с понятием сознания: самосознание, психологическая природа познания чужих сознаний, сознание трёх основных сфер эмпирической психологии (мышления, чувства и воли), понятие бессознательного, тождество и взаимосвязь сознания и бессознательного.

Он в основном говорил о существовании и развитии бессознательных психических явлений, говоря о том, что не все из них осознаются человеком. Выготский утверждал, что сама сознательность явлений имеет различные степени: мы одно переживаем более сознательно и ярко, другое – менее.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Понятие о формах мышления и логических формах.
Познание представляет собой отражение объективной реальности в сознании человека. Однако это отражение не является зеркальным. По характеру отражения в процессе познания в общем случае выделяют две ступени, которые тесно связаны между собой: чувственное познание (первая ступень) и абстрактное мышление, или логическое познание (вторая ступень). Чувственное познание – это познание, в котором дей ...

Выводы
ü Существуют различия в стиле поведения в семейных конфликтах между мужчинами и женщинами: у мужчин более выражен стиль соперничество и менее приспособление, чем у женщин. ü Не существуют различия между стилем поведения супругов в конфликтных ситуациях на разных этапах супружества ü Существует зависимость между стилем поведения в конфликтных ситуациях и характером взаимодействия ...

Психология в России в советский и постсоветский периоды (Политическая история психологии)
Традиционно история психологии своим предметом имела развитие научных исследований и школ, творческий путь выдающихся ученых, их вклад в психологическую науку. При этом, разумеется, принимались во внимание экономические условия, в которых осуществлялась деятельность психологов. Нельзя представить существование науки в социальном вакууме. Она всегда отвечала на вызов времени. Промышленная революц ...