Интерпретация результатов исследования
Страница 2

Результаты исследования личностных качеств при помощи 16-факторного опросника Р.Б. Кеттелла.

Нами было высказано предположение, что студенты, планирующие получить профессию психолога, обладают основными качествами, перечисленными в профессиограмме психолога, которые впоследствии помогут им стать настоящими профессионалами в области психологии. Для выяснения степени выраженности у студентов таких качеств как: общительность, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, чувствительность, соответствие поведения социальным нормам, социальная смелость, развитое воображение, дипломатичность, а также высокий самоконтроль, - мы использовали, как уже было отмечено, 16-факторный опросник личностных черт Р.Б. Кеттелла. Мы рассматривали в нашем исследовании следующие факторы: A, C, E, F, G, H, I, M, N, Q1, Q2, Q3.

При этом, такие факторы, как: M, Q1, являются факторами, характеризующими интеллектуальные способности.

Факторы C, G, I,O,Q3 имеют непосредственное отношение к рассмотрению эмоционально-волевых особенностей личности.

Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия представлены факторами A, H, F, E, Q2, N, L. [8, 11].

Согласно результатам исследования качеств вышеперечисленных личности, для исследуемых нами студентов, планирующих получить профессию психологов, характеры: открытость, общительность и добродушие. Им свойственны естественность и непринужденность в поведении. Они внимательны, охотно работают с людьми, активны в устранении конфликтов, не бояться критики, доверяют людям, испытывают яркие эмоции, живо откликаются на события. Эти качества очень важны для психолога, так как в его работе очень важно установить контакт с клиентов на основе взаимного доверия, обеспечить для клиента атмосферу безопасности, быть аутентичным, работать по принципу "здесь и теперь" и, что немаловажно, быть открытым собственному опыту.

Исследуемые нами студенты выдержанны, работоспособны, для них характерна эмоциональная зрелость. Они настроены реалистически, способны следовать требованиям группы, характеризуются постоянством интересов. Это также имеет для психологов большое значение. Психолог должен четко осознавать свои цели и возможности, быть готовым к контактам с представителями смежных профессий с целью обмена опытом и, что особенно важно в психологическом консультировании, быть терпимым к неопределенности, давать возможность клиенту самому постепенно разбираться в своих проблемах, помогая ему, а не навязывая свою точку зрения.

Испытуемые независимы, энергичны, уверены в себе. Им свойственна жизнерадостность, импульсивность, подвижность и чувствительность. Социальные контакты для них эмоционально значимы. Они осторожно в поступках, осознанно соблюдают нормы и правила поведения, ответственны, настойчивы в достижении цели. Для них характерна социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми. Выраженность у исследуемых нами студентов этих качеств так же в очень позитивной степени может повлиять на формирование у них профессионализма в случае выбора ими профессии психолога. Работа психологом предполагает грандиозную ответственность за свои слова и поступки. Ведь эта работа ведется ни с чем иным. Как с психикой человека, с его внутренними переживаниями, к которым нужно относиться уважительно и максимально осознанно. При этом за помощью к психологу могут обращаться совершенно разные люди, поэтому готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми так же может в значительной степени помочь в работе. Жизнерадостность, энергичность и эмоциональность особенно в совокупности с разносторонними интересами необходимы психологу для успешного преодоления синдрома эмоционального сгорания, при появлении которого появляется угроза пресыщения людьми, недовольства собой и слабой мотивации эмоциональной отдачи (эмоционального дефицита). Чувствительность в совокупности со способностью к сопереживанию и сочувствию позволяет психологу осознавать и анализировать чувства, которые испытывает клиент, используемые им психологические защиты и переносы, а также чувства и контрпереносы, характерные для самого психолога. Это просто необходимо для плодотворной работы с клиентом, для распознавания и решения им своей проблемы.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Теоретические концепции о механизмах, природе агрессии и ее причинах
Анализ работ, посвященных исследованию агрессивных проявлений в поведении человека закономерно начать с инстинктивистских биологических теорий предшествующих психоанализу. Этология и физиологические теории Близки к фрейдовскому пониманию агрессии взгляды основоположника этологии К.Лоренса (K.Lorens, 1963). По его мнению в организме человека, как и животных, постоянно накапливается особого рода ...

Способы применения музыкотерапии
Чаще используется рецептивная музыкотерапия. Участникам группы предлагают прослушать специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсудить их собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии они прослушивают, как правило, три произведения или более менее законченных отрывка (каждый по 10-15 минут). Программы ...

Ощущение как психический процесс. Понятие об ощущениях
Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человек получает с помощью анализаторов в виде ощущений или, иными словами, посредством сенсорных процессов. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер. Участие физического, физиологического и психического процессов в возникновении ощуще ...