Интерпретация результатов исследования
Страница 2

Результаты исследования личностных качеств при помощи 16-факторного опросника Р.Б. Кеттелла.

Нами было высказано предположение, что студенты, планирующие получить профессию психолога, обладают основными качествами, перечисленными в профессиограмме психолога, которые впоследствии помогут им стать настоящими профессионалами в области психологии. Для выяснения степени выраженности у студентов таких качеств как: общительность, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, чувствительность, соответствие поведения социальным нормам, социальная смелость, развитое воображение, дипломатичность, а также высокий самоконтроль, - мы использовали, как уже было отмечено, 16-факторный опросник личностных черт Р.Б. Кеттелла. Мы рассматривали в нашем исследовании следующие факторы: A, C, E, F, G, H, I, M, N, Q1, Q2, Q3.

При этом, такие факторы, как: M, Q1, являются факторами, характеризующими интеллектуальные способности.

Факторы C, G, I,O,Q3 имеют непосредственное отношение к рассмотрению эмоционально-волевых особенностей личности.

Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия представлены факторами A, H, F, E, Q2, N, L. [8, 11].

Согласно результатам исследования качеств вышеперечисленных личности, для исследуемых нами студентов, планирующих получить профессию психологов, характеры: открытость, общительность и добродушие. Им свойственны естественность и непринужденность в поведении. Они внимательны, охотно работают с людьми, активны в устранении конфликтов, не бояться критики, доверяют людям, испытывают яркие эмоции, живо откликаются на события. Эти качества очень важны для психолога, так как в его работе очень важно установить контакт с клиентов на основе взаимного доверия, обеспечить для клиента атмосферу безопасности, быть аутентичным, работать по принципу "здесь и теперь" и, что немаловажно, быть открытым собственному опыту.

Исследуемые нами студенты выдержанны, работоспособны, для них характерна эмоциональная зрелость. Они настроены реалистически, способны следовать требованиям группы, характеризуются постоянством интересов. Это также имеет для психологов большое значение. Психолог должен четко осознавать свои цели и возможности, быть готовым к контактам с представителями смежных профессий с целью обмена опытом и, что особенно важно в психологическом консультировании, быть терпимым к неопределенности, давать возможность клиенту самому постепенно разбираться в своих проблемах, помогая ему, а не навязывая свою точку зрения.

Испытуемые независимы, энергичны, уверены в себе. Им свойственна жизнерадостность, импульсивность, подвижность и чувствительность. Социальные контакты для них эмоционально значимы. Они осторожно в поступках, осознанно соблюдают нормы и правила поведения, ответственны, настойчивы в достижении цели. Для них характерна социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми. Выраженность у исследуемых нами студентов этих качеств так же в очень позитивной степени может повлиять на формирование у них профессионализма в случае выбора ими профессии психолога. Работа психологом предполагает грандиозную ответственность за свои слова и поступки. Ведь эта работа ведется ни с чем иным. Как с психикой человека, с его внутренними переживаниями, к которым нужно относиться уважительно и максимально осознанно. При этом за помощью к психологу могут обращаться совершенно разные люди, поэтому готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми так же может в значительной степени помочь в работе. Жизнерадостность, энергичность и эмоциональность особенно в совокупности с разносторонними интересами необходимы психологу для успешного преодоления синдрома эмоционального сгорания, при появлении которого появляется угроза пресыщения людьми, недовольства собой и слабой мотивации эмоциональной отдачи (эмоционального дефицита). Чувствительность в совокупности со способностью к сопереживанию и сочувствию позволяет психологу осознавать и анализировать чувства, которые испытывает клиент, используемые им психологические защиты и переносы, а также чувства и контрпереносы, характерные для самого психолога. Это просто необходимо для плодотворной работы с клиентом, для распознавания и решения им своей проблемы.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Особенности психического развития ребенка с синдромом РДА
РДА – клинический синдром, сочетание общего психического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития. Аутизм - снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию; “уход” от действительности с фиксацией на внутреннем мире аффективных комплексов и переживаний. Проблема детского аутизма является одной из наиболее актуальных в област ...

Нарушения в формировании личности при разных формах дизонтогенеза
Личность – относительно устойчивая система соц. Значимых черт, характеризующая индивида как члена того или иного общества или общности. Л. Представляет собой одно из наиболее сложных психол. образований с точки зрения структуры, генеза и функционирования. А.Н. Леонтьев характеризовал Л. Как системное и сверхчувственное качество, носителем этого качества является телесный, чувственный индивид с п ...

Потребности безопасности и защиты.
Сюда включены следующие потребности: потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании. Предпочтение надежной работы со стабильным высоким заработком, создание сберегательных счетов, приобретение страховки можно ...