Способы преодоления одиночества

Рассмотрев вопросы одиночества и его влияния на юношество и взрослых, обратимся к тому, каким образом можно помочь тем, кто его испытывает.

Поскольку одиночество – переживание субъективное, то нельзя придумать единый способ его преодоления, подходящий всем и каждому в любом случае. Поэтому при оказании юношам и девушкам помощи нужно придерживаться принципа «золой середины», т.е. уделять им достаточно внимания и понимания, демонстрировать готовность оказания помощи в трудной ситуации, но в тоже время поощрять самостоятельность, активность в поиске преодоления негативного переживания одиночества.

Таким видом помощи может стать психологическая поддержка юного поколения. «Одиночество существует только в одиночестве. Разделенное одиночество умирает», - как справедливо заметил И.Ялом в своей книге «Когда Ницше плакал» [12, 313].

Таким образом, психологическая поддержка помогает разделить переживания старшеклассников и путем совместной деятельности трансформировать одиночество из ощущения собственной никчемности в позитивное переживание своей уникальности.

Разделить одиночество означает: выслушать человека, когда он захочет рассказать о своей боли; понять и принять его чувства;

Преобразовать в позитивное переживание, значит, быть готовым изменить ситуацию, проанализировав ее и начать налаживать отношения с окружающими, рассмотрев альтернативные возможности, как, например, повышение своей коммуникативной компетентности, изменение своего поведения и отношение к себе и людям, развитие рефлексии и навыков общения. При выявлении возможных способов борьбы человека с собственным одиночеством наше исследование показало, что:

- около 20% испытуемых пытаются анализировать ситуацию, определить причины одиночества и предотвратить их в будущем;

- 22% находятся в растерянности, «пытаются переждать» этот период;

- 4% - не хотят бороться с возникшим чувством, оно их устраивает. Это пассивно и устойчиво одинокие люди (вдовы, безработные). Чувствуя себя глубоко одинокими, они не считают себя покинутыми и не винят других в своем положении;

Способы преодоления одиночества, предлагаемые старшеклассниками и взрослыми:

1. Отвлечение при помощи умственной деятельности (просмотр ТВ, книги, прослушивание музыки).

2. Занятие напряженной работой, чтобы преуспеть в какой-либо деятельности.

3. Выполнение домашних дел.

4. Занятие спортом, творчеством и т.п. с целью избавления от негативных эмоций.

5. Шопинг с целью изменения собственного имиджа.

6. Поиск новых способов знакомства (дискотека, вечеринки, различные клубы, интернет).

7. Анализ причин своего одиночества.

8. Прогулка на свежем воздухе, выезд на природу.

9. Обращение к психологу или психотерапевту для разрешения проблем.

На основе ответов испытуемых можно сделать вывод, что независимо от возраста люди, страдающие от одиночества, применяют самые различные способы, чтобы улучшить свою социальную жизнь.

Другое по теме:

Вводная часть
Психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминат ...

Развитие творческой индивидуальности педагога, влияющей на профессиональный рост
В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Гуманизация образования в значительной степени зависит от ориентации учителя на творчество в его деятельности. Уровень творчества показывает меру реализации учителем своих возможностей и является важнейшей характеристикой его личности, обусловливающей авторский педагогич ...

Занятие №7 «Рефлексия»
Материалы: плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия, рисунки детей со 2го занятия, сочиненные ими сказки, листы А4, фломастеры. Психолог: Добрый день, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля! Сегодня мы совершим наше последнее путешествие и вернемся домой. Давайте наполним наши паруса ветром. Помните, как мы это делали? “Корабль и ветер” Цель: настроить ...