Проблема агрессивного поведения в психологических исследованиях

Психология » Особенности проявления агрессивного поведения детей в старших группах детского сада » Проблема агрессивного поведения в психологических исследованиях

Резкий рост проявлений агрессии у детей, в том числе и у дошкольников. беспокоит российскую общественность и прежде всего всех взрослых, их воспитывающих.

Агрессия является предметом большего числа психологических работ за рубежом, однако отечественные исследования в этой области крайне немногочисленны. В работах Е.М. Гаспаровой [6]. С.Н. Ениколопова [8], Н.Д. Левитова [12], Т.Г.Румянцевой [19] и других авторов намечаются подходы к изучению некоторых отдельных вопросов, связанных с агрессией.

Как справедливо отмечает И.А. Фурманов [21], тема детской агрессивности долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии, и даже в настоящее время публикация на эту тему у нас единичны. Что касается проблемы изучения агрессивных проявлений в дошкольном возрасте и их коррекции особенно в русской психологии, то следуют подчеркнуть, что ей уделялось до последнего времени слишком мало внимания.

Американские психологи Е.Маккоби и С.Джеклин, изучавшие агрессивное поведение у представителей разного пола, пришли к выводу, что хотя большая агрессивность мужчин объясняется некоторой биологической основой, определенными изменениями в крови, но вместе с тем. эта основа создает лишь готовность к обучению агрессии . и так ярко она не проявлялась, если бы не повышала их статус. Е.Маккоби и С.Джеклин высказывают справедливое утверждение об антисоциальной природе агрессивности, что нельзя агрессивность, стремления сделать зло другому, рассматривать как положительную черту ни у женщины, ни у мужчины.

Вместе с тем в работах зарубежных психологов встречается точка зрения, согласно которой агрессию человека нельзя рассматривать как форму поведения всегда противоположную нравственным нормам. Некоторые формы агрессивного поведения например, агрессивная самозащита, воспринимаются как морально оправданные и даже необходимые.

Многих исследователей волнует проблема педагогической работы с агрессивными детьми. А.Г. Асмолов [1] в предисловии к книге К.Бютнера “Жить с агрессивными детьми”, говоря о росте преступности среди детей и подростков, отмечает парадоксальность ситуации, которая состоит в том, что точкой приложения социальных, экономических и педагогических усилий общества становится исправление и профилактика жестокости, а не воспитание миролюбия.

Указанная проблема организации педагогической работы с агрессивными детьми является, как указывает А.Г. Асмолов, лишь частным примером одной из сторон более общей проблемы - реактивного характера педагогических воздействий, осуществляемых, как правило, вслед за свершившимся фактом правонарушения, жестокости.

Проблема агрессии заинтересовала психологов еще в начале века. Об агрессии написано около 400 монографий. Пик интереса к этой проблеме падает на 60-70 годы.

Несмотря на большое количество работ по проблеме агрессии, вряд ли можно утверждать, что эта проблема решена. Вероятно следует указать лишь на отдельные аспекты, исследованные в большей степени, чем другие. Анализ большого числа работ зарубежных и отечественных авторов свидетельствует насколько сложна и многоаспектна эта проблема и насколько различны взгляды на понятие агрессии, ее механизмы и возможные причины.

Другое по теме:

Типология одиночества
В нашей работе уже говорилось о том, что классифицировать одиночество чрезвычайно трудно, так как это индивидуальное переживание, качественно и количественно различное у разных людей. Поэтому традиционная классификация выглядит чрезвычайно бедно. 1. Одиночество как переживание, не выходящее за пределы нормы; 2. Патологическое одиночество (клинические случаи; сопровождаются депрессией, апатией, ...

Теоретические основы исследования и развития памяти у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста. Теоретический подход к отбору методик констатирующего этапа эксперимента
Целью констатирующего эксперимента исследования стало выявление особенностей развития зрительной памяти и протекания мнемических процессов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, воспитывающихся в условиях детских дошкольных учреждений. Цель была конкретизирована следующими задачами: – подобрать и адаптировать методики по диагностике уровня развития зрительной памяти и проте ...

Факторный анализ
Факторный анализ - статистический метод, который используется при обработке больших массивов экспериментальных данных. Задачами факторного анализа являются: сокращение числа переменных (редукция данных) и определение структуры взаимосвязей между переменными, т.е. классификация переменных, поэтому факторный анализ используется как метод сокращения данных или как метод структурной классификации. ...