Когнитивные процессы личности
Страница 2

Психология » Психология и педагогика » Когнитивные процессы личности

6) Воображение (фантазия) – это процесс формирования новых образов на основе переработки образов памяти, т.е. прошлого опыта субъекта. Воображение – основа творчества, изобретательства, предвидения возможных событий. Для активизации воображения как способности к творчеству и предвидению необходимы:

– тренировка сотрудников в воссоздании определенных производственных ситуаций (успешных или аварийных) по их описанию;

– предотвращение вымышленных ситуаций, самоконтроль мышления;

– развитие прогностических способностей в предвидении аварийных или конфликтных ситуаций и их возможных последствий.

Эффективность протекания познавательных процессов связана с двумя видами факторов деятельности человека.

1. Объективные факторы связаны с социальными и природными процессами, с воздействиями людей друг на друга, организацией учебной и производственной деятельности. К ним относятся:

– рациональная организация учебной и производственной деятельности (четкие планы, программы, цели, инструкции и др.);

– методика обучения (технические средства, наглядность, методы изложения информации, организация действий персонала с учетом закономерностей познавательных процессов, восприятия, памяти и др.).

– опыт и мастерство инструктора и руководителя, его авторитет, педагогический такт и др.;

– содержание и уровень трудности профессиональных задач для сотрудников;

– организация систематического контроля и адекватность оценки знаний и действий сотрудников, оценка их психологической и деловой готовности к самостоятельной профессиональной деятельности;

– индивидуальный подход в общении и воспитании сотрудников.

2. Субъективные факторы успешности обучения и профессиональной деятельности – это индивидуальные свойства личности сотрудников:

– мотивационные установки, определяющие отношение людей к профессиональной деятельности, ее целям и результатам;

– уровень предшествующей подготовленности, профессиональный опыт, тренированность в решении определенных задач;

– одаренность, общие и специальные способности;

– психологические свойства личности (тип нервной системы, работоспособность, уравновешенность, эмоциональность и др.);

– характерологические особенности личности (коммуникативность, организованность, ответственность, самоконтроль и др.);

– стрессоустойчивость и саморегуляция;

– отношение к личности инструктора и руководителя, а также к своей рабочей группе.

Система познавательных процессов образует сферу интеллекта и является определяющим компонентом сферы сознания личности.

Выводы

Открываемые мышлением свойства окружающего мира очень важны, так как позволяют человеку успешно приспосабливаться к нему. Благодаря мышлению мы можем предвидеть те или иные факты и события, потому что мышление всякий раз, как бы добывает знания, являющиеся общими для целого класса явлений, а не только для одного какого-то случая. Умение найти в новой ситуации общее с прежней, постижение общего в казалось бы разных случаях – важнейшее отличительное свойство мышления. Мышление обнаруживает, открывает в окружающем мире определенные классы предметов и явлений, родственных по тому или иному признаку. Итак, мышление, будучи познавательным процессом, отличается от других тем, что осуществляет обобщение и опосредованное познание объективной реальности, хотя, опирается при этом на чувственное познание при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом. Активное взаимодействие, преобразование предметов, различные действия человека являются существенной особенностью мышления, ведь только в ходе действий с предметами выявляются несовпадения чувственно данного, познаваемого в ощущениях и восприятии, и ненаблюдаемого, скрытого. Эти несовпадения явления и сущности вызывают поиск, мыслительную активность человека, в результате которой достигается познание, открытие существенно нового.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Классификация видов и средств агрессивного поведения
Проанализировав теоретические концепции агрессии психологов различных вышерассмотренных направлений, можно сделать следующие выводы, имеющие значение при экспериментальном изучении агрессивных проявлений старших дошкольников: в каждой из этих теорий (физиологической, психоаналитической, теорий фрустрации и различных теориях бихевиоризма), несмотря на убедительную критику их недостатков есть свое ...

Исследование гендерных особенностей подростков, попавших в
трудную жизненную ситуацию . Программа исследования Исследование проводилось в Красноярском государственном автономном учреждении «Комплексный центр социального обслуживания «Тесь» социально – реабилитационное учреждение для несовершеннолетних и МОУ СОШ № 9 г.Минусинска. В исследовании принимали участие 30 подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации (это: неисполнение родителями свои ...

Психологические типы акцентуации характеров (по К. Леонгарду и А.Е. Личко)
Ак­центуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудша­ется взаимодействие с окружающими людьми. Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20—50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Выраженность акцен ...