Когнитивные процессы личностиСтраница 2
6) Воображение (фантазия) – это процесс формирования новых образов на основе переработки образов памяти, т.е. прошлого опыта субъекта. Воображение – основа творчества, изобретательства, предвидения возможных событий. Для активизации воображения как способности к творчеству и предвидению необходимы:
– тренировка сотрудников в воссоздании определенных производственных ситуаций (успешных или аварийных) по их описанию;
– предотвращение вымышленных ситуаций, самоконтроль мышления;
– развитие прогностических способностей в предвидении аварийных или конфликтных ситуаций и их возможных последствий.
Эффективность протекания познавательных процессов связана с двумя видами факторов деятельности человека.
1. Объективные факторы связаны с социальными и природными процессами, с воздействиями людей друг на друга, организацией учебной и производственной деятельности. К ним относятся:
– рациональная организация учебной и производственной деятельности (четкие планы, программы, цели, инструкции и др.);
– методика обучения (технические средства, наглядность, методы изложения информации, организация действий персонала с учетом закономерностей познавательных процессов, восприятия, памяти и др.).
– опыт и мастерство инструктора и руководителя, его авторитет, педагогический такт и др.;
– содержание и уровень трудности профессиональных задач для сотрудников;
– организация систематического контроля и адекватность оценки знаний и действий сотрудников, оценка их психологической и деловой готовности к самостоятельной профессиональной деятельности;
– индивидуальный подход в общении и воспитании сотрудников.
2. Субъективные факторы успешности обучения и профессиональной деятельности – это индивидуальные свойства личности сотрудников:
– мотивационные установки, определяющие отношение людей к профессиональной деятельности, ее целям и результатам;
– уровень предшествующей подготовленности, профессиональный опыт, тренированность в решении определенных задач;
– одаренность, общие и специальные способности;
– психологические свойства личности (тип нервной системы, работоспособность, уравновешенность, эмоциональность и др.);
– характерологические особенности личности (коммуникативность, организованность, ответственность, самоконтроль и др.);
– стрессоустойчивость и саморегуляция;
– отношение к личности инструктора и руководителя, а также к своей рабочей группе.
Система познавательных процессов образует сферу интеллекта и является определяющим компонентом сферы сознания личности.
Выводы
Открываемые мышлением свойства окружающего мира очень важны, так как позволяют человеку успешно приспосабливаться к нему. Благодаря мышлению мы можем предвидеть те или иные факты и события, потому что мышление всякий раз, как бы добывает знания, являющиеся общими для целого класса явлений, а не только для одного какого-то случая. Умение найти в новой ситуации общее с прежней, постижение общего в казалось бы разных случаях – важнейшее отличительное свойство мышления. Мышление обнаруживает, открывает в окружающем мире определенные классы предметов и явлений, родственных по тому или иному признаку. Итак, мышление, будучи познавательным процессом, отличается от других тем, что осуществляет обобщение и опосредованное познание объективной реальности, хотя, опирается при этом на чувственное познание при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом. Активное взаимодействие, преобразование предметов, различные действия человека являются существенной особенностью мышления, ведь только в ходе действий с предметами выявляются несовпадения чувственно данного, познаваемого в ощущениях и восприятии, и ненаблюдаемого, скрытого. Эти несовпадения явления и сущности вызывают поиск, мыслительную активность человека, в результате которой достигается познание, открытие существенно нового.
Другое по теме:
Понимание соотношения сознания и бессознательного в работах К. Ясперса
К. Ясперс, немецкий философ, представитель экзистенциальной психологии, психиатр. Утверждал, что термин «сознание» имеет троякое значение. Во-первых, он подразумевает осознание собственных переживаний — в противоположность тому, что пребывает за пределами сознания. Во-вторых, он подразумевает осознание объекта, знание о чем-то предметном и внешнем — в противоположность неосознанным субъективным ...
Методология, методы и методики исследования организации временной
перспективы в онтогенезе. Цель, гипотеза, задачи, предмет,
объект исследования
Цель
данной работы –
изучение реальных, жизненных критериев организации времени субъектом.
Гипотеза:
Особенности ситуации в зависимости от личностных параметров влияют на изменение в организации времени.
Задачи
:
1
.Провести теоретический анализ литературы по данной теме.
2
.Определить предмет организации временной перспективы в онтогенезе.
3.
Проанализировать особенности восприятия врем ...
Естественнонаучные основы психологии
На различных участках экспериментальной работы (Бебер, Фехнер, Дондерс, Гельмгольц, Пфлюгер и многие другие) складывались представления об особых закономерностях и факторах, отличных и от физиологических, и от тех, которые относились к психологии как к ветви философии, имеющей своим предметом явления сознания, изучаемые внутренним опытом. Наряду с лабораторной работой физиологов по изучению орга ...