Психологические типы акцентуации характеров (по К. Леонгарду и А.Е. Личко)
Страница 1

Психология » Проявление акцентуации характера младших школьников в отношении с одноклассниками » Психологические типы акцентуации характеров (по К. Леонгарду и А.Е. Личко)

Ак­центуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудша­ется взаимодействие с окружающими людьми. Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20—50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Выраженность акцентуации может быть различной — от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни — психопатии. Пси­хопатия — болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаи­моотношения с окружающими людьми, психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.

Но в отличие от психопатии акцентуации характера про­являются не постоянно, с годами могут существенно сгла­диться, приблизиться к норме. Леонград выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотип­ным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благо­приятных условиях, когда не попадают под удар именно сла­бые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным. Например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету та­ланта артиста, художника. [11]

Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50—80%). Определить тип акцентуации или ее от­сутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Леонгарда - Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и пред­видеть специфические особенности поведения людей. [11]

Приведем краткую характеристику особенностей поведе­ния в зависимости от типов акцентуации:

1) гипертимический (гиперакгивный) — чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенно­го, отсутствует самокритичность;

2) дистимичный — постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немно­гословность, пессимистичность, тяготится шумным обще­ством, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты всту­пает редко, чаще является в них пассивной стороной;

3) цикло­идный — общительность циклически меняется (высокая в пе­риод повышенного настроения и низкая в период подавлен­ности);

4) эмотивный (эмоциональный) — чрезмерная чув­ствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие не­приятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение;

5) демонстратив­ный — выражено стремление быть в центревнимания и доби­ваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках;

6) возбуди­мый—повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, “занудливость”, но возможны льсти­вость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в бесе­де. Активно и часто конфликтует;

7) застревающий — “за­стревает” на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, “сводит счеты”, служебная и бытовая несговорчивость, склон­ность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают, актив­ной стороной;

8) педантичный — выраженная занудливость в виде “переживания” подробностей, на службе способен заму­чить посетителей формальными требованиями, изнуряет до­машних чрезмерной аккуратностью;

9) тревожный (психас­тенический) — пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешитель­ность, долго переживает неудачу, сомневается в своих дей­ствиях;

10) экзальтированный (лабильный) — очень измен­чивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчи­вость;

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Период младенчества. Условия развития младенца. Младенец и взрослый
Жизнь младенца зависит от ухаживающих за ним взрослых. Взрослый, перемещая ребенка в пространстве, обеспечивает ему разнообразные зрительные, слуховые, тактильные и прочие ощущения. Контакт ребенка с действительностью осуществляется непосредственно через взрослого: он подносит к глазам ребенка различные предметы для рассматривания, стучит погремушкой, впервые кладет в ручку ребенка предмет для х ...

Роль неблагоприятных факторов семейного воспитания в формировании агрессивности
Э. Эриксон рассматривал становление личности человека на протяжении всей его жизни от рождения до смерти[33]. Исходя первоначально из психоаналитических посылок, он пришел к заключению о более рациональной адаптации человека к социальному окружению, о необходимости для каждого индивида решать, скорее, не психосексуальные, а психосоциальные конфликты, преодолевать жизненные трудности. При этом в ...

Изменение поведения клиента
1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения. 2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями. 3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во в ...