ВведениеСтраница 1
Ни для кого не секрет, что труд является неотъемлемой частью жизни человека. Он является не только средством, обеспечивающим существование и жизнедеятельность, но и способом познания и преобразования окружающего мира, условием развития личности, целью, потребностью, смыслом жизни. Посредством профессиональной деятельности происходит становление личности, человек развивается, обеспечивает свое материальное благополучие и социальный статус. Во многом психическое здоровье человека, выраженность у него определенных личностных черт определяется именно профессиональной деятельностью.
В последние десятилетия особенно возросло значение психологического изучения различных аспектов трудовой деятельности.
Взаимоотношения психологии и труда, как социально-экономического процесса преобразования окружающего мира, строятся на основе положений, определяющих направленность психологической науки в обеспечении трудовой практики.
Психология труда в своих исследованиях преследует следующие цели:
Стремление не только облегчить труд человека, но и сделать его эффективным, надежным, безопасным, созидательным, приносящим удовлетворение от самого процесса и результата;
Отражение значительных индивидуальных особенностей, различий, свойственных каждому человеку и проявляемых опосредованно в руде, значительной изменчивости состояния психики, особенно под влиянием факторов труда. [14].
Выбор профессии - один из самых важных выборов в жизни человека, ведь то, насколько профессия будет соответствовать способностям и склонностям человека, насколько эффективно человек будет выполнять необходимые в его профессии действия - в значительной мере будет определять качество его жизни.
В связи с этим очень актуален вопрос взаимосвязи индивидуальных психологических особенностей на формирование профессионализма личности. Для рассмотрения этой взаимосвязи и необходима диагностика профессиональной профпригодности. Она заключается в том, чтобы определить, какими склонностями, способностями и другими индивидуально-психологическими особенностями личности обладает человек, в выполнении какой деятельности он будет чувствовать себя максимально гармонично, и спрогнозировать степень влияния индивидуально-психологических качеств человека на формирование его личности как личности профессионала.
Использование диагностики профессиональной профпригодности необходимо еще и потому, что оно позволит снизить процент несоответствующих профессиограммам работникам, а также психологического профессионального выгорания. Так как люди, правильно выбирая профессию, будут находиться на своем месте, становиться профессионалами, а значит, приносить максимальную пользу себе и обществу.
В отечественной психологической литературе к настоящему времени имеется большое количество работ, посвященных различным психологическим аспектам проблемы профессиональной пригодности. Из достаточно известных исследований в этой области следует отметить работы Б.Г. Ананьева, В.А. Бодрова, К.М. Гуревича, В.Н. Дружинина, Е.А. Климова, Б. В, Кулагина, Н.В. Макаренко, В.Л. Марищука, В.А. Пухова, А.Т. Ростунова, Б.М. Теплова. [14].
Наша работа посвящена влиянию индивидуально психологических качеств на формирование личности психолога профессионала, что также непосредственно связано с методами диагностики профпригодности. Мы рассматриваем, какими индивидуально-психологическими особенностями обладают студенты, намеревающиеся получить профессию психолога, и сопоставляем их с профессиограммой психолога. Таким образом, мы, объясняя необходимость наличия у студентов, намеревающихся стать психологами, определенных качеств и выявляя степень их выраженности, прогнозируем успешность формирования личностей студентов как личностей профессионалов-психологов.
Другое по теме:
Рассмотрение проблемы соотношения сознания и бессознательного в работах
Д.Н. Узнадзе
Узнадзе считал, что психика и сознание вовсе не совпадают и не покрывают друг друга, а наоборот, существует и вторая, во всяком случае, не менее значительная сфера психической жизни, известная под названием бессознательной или подсознательной психики и покрывающая значительную часть поля нашей активности [10].
Бессознательными могут быть как процессы психического отражения, так и процессы регул ...
Образ педагога в понимании родителей
В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Остается вопрос, какие качества учителя ...
Конфликты в семье
Семейные конфликты являются одной из самых распространенных форм конфликтов. По оценкам специалистов, в 80-85 % семей происходят конфликты, а в остальных 15-20 % возникают ссоры по различным поводам.[5]
Уникальность семейных отношений обусловливает не только специфику возникновения и протекания конфликтов в семье, но и особым образом отражается на социальном и психическом здоровье всех ее чл ...


