Введение
Страница 1

Ни для кого не секрет, что труд является неотъемлемой частью жизни человека. Он является не только средством, обеспечивающим существование и жизнедеятельность, но и способом познания и преобразования окружающего мира, условием развития личности, целью, потребностью, смыслом жизни. Посредством профессиональной деятельности происходит становление личности, человек развивается, обеспечивает свое материальное благополучие и социальный статус. Во многом психическое здоровье человека, выраженность у него определенных личностных черт определяется именно профессиональной деятельностью.

В последние десятилетия особенно возросло значение психологического изучения различных аспектов трудовой деятельности.

Взаимоотношения психологии и труда, как социально-экономического процесса преобразования окружающего мира, строятся на основе положений, определяющих направленность психологической науки в обеспечении трудовой практики.

Психология труда в своих исследованиях преследует следующие цели:

Стремление не только облегчить труд человека, но и сделать его эффективным, надежным, безопасным, созидательным, приносящим удовлетворение от самого процесса и результата;

Отражение значительных индивидуальных особенностей, различий, свойственных каждому человеку и проявляемых опосредованно в руде, значительной изменчивости состояния психики, особенно под влиянием факторов труда. [14].

Выбор профессии - один из самых важных выборов в жизни человека, ведь то, насколько профессия будет соответствовать способностям и склонностям человека, насколько эффективно человек будет выполнять необходимые в его профессии действия - в значительной мере будет определять качество его жизни.

В связи с этим очень актуален вопрос взаимосвязи индивидуальных психологических особенностей на формирование профессионализма личности. Для рассмотрения этой взаимосвязи и необходима диагностика профессиональной профпригодности. Она заключается в том, чтобы определить, какими склонностями, способностями и другими индивидуально-психологическими особенностями личности обладает человек, в выполнении какой деятельности он будет чувствовать себя максимально гармонично, и спрогнозировать степень влияния индивидуально-психологических качеств человека на формирование его личности как личности профессионала.

Использование диагностики профессиональной профпригодности необходимо еще и потому, что оно позволит снизить процент несоответствующих профессиограммам работникам, а также психологического профессионального выгорания. Так как люди, правильно выбирая профессию, будут находиться на своем месте, становиться профессионалами, а значит, приносить максимальную пользу себе и обществу.

В отечественной психологической литературе к настоящему времени имеется большое количество работ, посвященных различным психологическим аспектам проблемы профессиональной пригодности. Из достаточно известных исследований в этой области следует отметить работы Б.Г. Ананьева, В.А. Бодрова, К.М. Гуревича, В.Н. Дружинина, Е.А. Климова, Б. В, Кулагина, Н.В. Макаренко, В.Л. Марищука, В.А. Пухова, А.Т. Ростунова, Б.М. Теплова. [14].

Наша работа посвящена влиянию индивидуально психологических качеств на формирование личности психолога профессионала, что также непосредственно связано с методами диагностики профпригодности. Мы рассматриваем, какими индивидуально-психологическими особенностями обладают студенты, намеревающиеся получить профессию психолога, и сопоставляем их с профессиограммой психолога. Таким образом, мы, объясняя необходимость наличия у студентов, намеревающихся стать психологами, определенных качеств и выявляя степень их выраженности, прогнозируем успешность формирования личностей студентов как личностей профессионалов-психологов.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Описание методов диагностики
Практическая работа по изучению характера адаптации к детскому учреждению проводилась с помощью следующих диагностических методов: наблюдение, опросник для родителей для выявления способности ребенка адаптироваться к жизни (А. Фромм), анкета для матерей детей раннего возраста с различным типом адаптации к ДОУ, опросник для воспитателей "Учет преобладающего настроения ребенка", методика ...

Физиологические потребности
Физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными, т.е. человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии, поскольку она о ...

Элементы психокоррекционной ситуации
Несмотря на различие в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздействие сводится к тому, что один человек пытается помочь другому. Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов: 1. Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, в психоко ...