Введение
Страница 1

Ни для кого не секрет, что труд является неотъемлемой частью жизни человека. Он является не только средством, обеспечивающим существование и жизнедеятельность, но и способом познания и преобразования окружающего мира, условием развития личности, целью, потребностью, смыслом жизни. Посредством профессиональной деятельности происходит становление личности, человек развивается, обеспечивает свое материальное благополучие и социальный статус. Во многом психическое здоровье человека, выраженность у него определенных личностных черт определяется именно профессиональной деятельностью.

В последние десятилетия особенно возросло значение психологического изучения различных аспектов трудовой деятельности.

Взаимоотношения психологии и труда, как социально-экономического процесса преобразования окружающего мира, строятся на основе положений, определяющих направленность психологической науки в обеспечении трудовой практики.

Психология труда в своих исследованиях преследует следующие цели:

Стремление не только облегчить труд человека, но и сделать его эффективным, надежным, безопасным, созидательным, приносящим удовлетворение от самого процесса и результата;

Отражение значительных индивидуальных особенностей, различий, свойственных каждому человеку и проявляемых опосредованно в руде, значительной изменчивости состояния психики, особенно под влиянием факторов труда. [14].

Выбор профессии - один из самых важных выборов в жизни человека, ведь то, насколько профессия будет соответствовать способностям и склонностям человека, насколько эффективно человек будет выполнять необходимые в его профессии действия - в значительной мере будет определять качество его жизни.

В связи с этим очень актуален вопрос взаимосвязи индивидуальных психологических особенностей на формирование профессионализма личности. Для рассмотрения этой взаимосвязи и необходима диагностика профессиональной профпригодности. Она заключается в том, чтобы определить, какими склонностями, способностями и другими индивидуально-психологическими особенностями личности обладает человек, в выполнении какой деятельности он будет чувствовать себя максимально гармонично, и спрогнозировать степень влияния индивидуально-психологических качеств человека на формирование его личности как личности профессионала.

Использование диагностики профессиональной профпригодности необходимо еще и потому, что оно позволит снизить процент несоответствующих профессиограммам работникам, а также психологического профессионального выгорания. Так как люди, правильно выбирая профессию, будут находиться на своем месте, становиться профессионалами, а значит, приносить максимальную пользу себе и обществу.

В отечественной психологической литературе к настоящему времени имеется большое количество работ, посвященных различным психологическим аспектам проблемы профессиональной пригодности. Из достаточно известных исследований в этой области следует отметить работы Б.Г. Ананьева, В.А. Бодрова, К.М. Гуревича, В.Н. Дружинина, Е.А. Климова, Б. В, Кулагина, Н.В. Макаренко, В.Л. Марищука, В.А. Пухова, А.Т. Ростунова, Б.М. Теплова. [14].

Наша работа посвящена влиянию индивидуально психологических качеств на формирование личности психолога профессионала, что также непосредственно связано с методами диагностики профпригодности. Мы рассматриваем, какими индивидуально-психологическими особенностями обладают студенты, намеревающиеся получить профессию психолога, и сопоставляем их с профессиограммой психолога. Таким образом, мы, объясняя необходимость наличия у студентов, намеревающихся стать психологами, определенных качеств и выявляя степень их выраженности, прогнозируем успешность формирования личностей студентов как личностей профессионалов-психологов.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Формирование характера в ходе учебной деятельности
Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами. Большое значение и ...

Эмпирическое исследование особенности психологической готовности младших школьников при переходе их начальной школы в среднюю. Диагностическое исследование психологической готовности учащихся 4В кла
Для диагностики использована авторская методика Т.Н.Князевой[9]. Обобщая основные характеристики психического развития ребенка к концу младшего школьного возраста, можно сделать вывод, что структура психологической готовности к обучению в основной школе включает в себя как системообразующий компонент сферу субъективной активности ребенка, представляющую собой интегративное образование. Это спла ...

Виды памяти.
Человека окружает огромное количество информации, которую нужно каждую секунду обрабатывать и сохранять каким-либо образом. Она поступает к человеку посредством зрения, слуха, осязания и т.д. Но не всегда получается полностью и внимательно рассмотреть объект, поэтому память разделяется на виды. Существуют различные подходы к классификации видов памяти, но в основных чертах они сходятся. В больши ...