Описание методов диагностикиСтраница 1
Практическая работа по изучению характера адаптации к детскому учреждению проводилась с помощью следующих диагностических методов: наблюдение, опросник для родителей для выявления способности ребенка адаптироваться к жизни (А. Фромм), анкета для матерей детей раннего возраста с различным типом адаптации к ДОУ, опросник для воспитателей "Учет преобладающего настроения ребенка", методика, разработанная авторским коллективом лаборатории психического развития дошкольников и методика, разработанная Е.А. Стребелевой, посвященные определению уровня психического развития ребенка.
Наблюдение
Наблюдение за всеми детьми проводилось в период с сентября по декабрь 2008 года.
Данная ясельная группа детей была сформирована и начала свою работу с сентября 2008 года. Все обследуемые нами дети поступили в детский сад в течение сентября-октября 2008 года. Таким образом, все дети находились в равных условиях и у нас была возможность проследить характер адаптации детей к детскому учреждению в течение четырех месяцев (до января 2009 года).
Особенностью всех диагностических ситуаций является взаимодействие, общение ребенка со взрослым. Поэтому необходимым условием проведения исследования было знакомство экспериментатора с детьми, которое обеспечивало положительную реакцию детей на ситуацию обследования, узнавание взрослого, радостное оживление при его появлении, ожидание общения и игры с ним. Для установления контакта с детьми экспериментатор регулярно посещал ясельную группу в детском саду, играл вместе с малышами, отправлялся на прогулки, участвовал в режимных моментах детских учреждений.
В результате наблюдений в период адаптации на каждого ребенка был составлен индивидуальный лист наблюдения в период адаптации к ДОУ (Приложение 1).
Оценка адаптации определяется:
- по ее длительности;
- по количеству показателей, имеющих отклонение от возрастных норм;
- по глубине отклонений в поведении; по заболеваемости;
- по проявлению невротических реакций.
Индивидуальные листы наблюдения в период адаптации велись нами в сотрудничестве с воспитателями группы. Данные заносились в те дни, которые указаны в листе адаптации. В том случае, если ребенок заболел, отмечается дата начала и конца заболевания. При возвращении ребенка после болезни его поведение отмечается три дня подряд, а затем в указанные сроки.
Длительность адаптации:
- от 8 до 16 дней - легкая;
- от 17 до 30 дней - средней тяжести;
- выше 30 дней - тяжелая.
При выявлении степени адаптации на определенного ребенка далее лист адаптации на этого ребенка не велся, например: если ребенок (от 8-го до 16-го дня адаптации) показывает хорошие результаты, то в листе наблюдения пишем "Адаптация легкой степени" и запись в листе адаптации не фиксируем, но наблюдение за этим ребенком продолжаем, или, если ребенок показывает положительные результаты от 17-го до 32-го дня адаптации, то в листе адаптации пишем "Адаптация средней тяжести" и запись в листе адаптации дальше не фиксируем, продолжая за ним наблюдение, и т.д. на каждого ребенка. Наблюдение за ребенком надо продолжить, так как в том случае, если ребенок заболел или по другим причинам не посещал детский сад, необходимо определить, как это повлияло на его адаптацию. Наблюдая и делая выводы, мы должны знать и учитывать индивидуальные особенности ребенка до поступления в детский сад, так, например, если у ребенка до поступления в детский сад был неустойчивый аппетит или он плохо говорил, это не следует рассматривать как показатель адаптации [27, c.33].
Итак, для выявления характера адаптации детей к ДОУ проводился анализ индивидуальных листов адаптации.
Опросник для выявления способности ребенка адаптироваться к жизни (А. Фромм)
Другое по теме:
Специфика организационной деятельности государственных и коммерческих
структур
В связи со спецификой организационной деятельности коммерческих и государственных структур выделяются различия в отношении к деньгам у представителей этих групп. Так, для государственных служащих определяющим является именно высокая заработная плата (чем выше занимаемая должность, тем более высокая значимость заработной платы), а у представителей бизнес-структур на первое место выступает возможн ...
Развитие рецепторной и двигательной сферы младенца
В течение уже первых двух месяцев жизни у ребенка интенсивно развиваются движения глаз, в то время как дифференцированные движения рук еще отсутствуют. Акт смотрения развивается таким путем: в 2-3 недели появляется конвергенция глаз, но взор ребенка на предмете остановить еще очень трудно; в 3-5 недель возникает задержка взора на предмете, хотя и очень незначительная; в 4-5 недель ребенок уже ум ...
Исследование познавательной сферы личности Елизаветы Л.
Изучение устойчивости внимания (тест "Таблицы Шульте")
Стимульный материал: 5 таблиц в 25 клеток (5х5), с цифрами расположенными в таблицах в случайном порядке, цифры от 1 до 25.
Задача испытуемого: отыскивать цифры и показывать их в порядке возрастания.
Фиксируется время выполнения, затем строиться кривая устойчивости внимания.
В данной таблице указано время, затраченное испытуе ...