Психологические аспекты адаптации ребенка к детскому дошкольному учреждению
Страница 2

Психология » Особенности психологической адаптации к ДОУ у соматически ослабленных детей раннего возраста » Психологические аспекты адаптации ребенка к детскому дошкольному учреждению

—гнев, как правило, проявляется на фоне стресса и может возникать без видимой причины;

—положительные эмоции выступают противовесом негативных реакций, преобладание устойчивого типа позитивных эмоциональных реакций ребенка в процессе адаптационного периода является показателем благоприятной адаптации;

—коммуникабельность ребенка во многом определяет успешный исход адаптации. В первые дни дети чаще всего замкнуты (бесконтактны), затем наступает ситуация компромиссной контактности. Налаживание коммуникаций составляет одно из приоритетных направлений работы специалистов в процессе социальной адаптации ребенка. Содержательное общение, насыщенная деятельность благоприятствуют успешной адаптации ребенка;

—познавательная деятельность ребенка, как правило, угасает на фоне стрессовой реакции в ситуации новой обстановки. Развитие познавательной активности — одно из условий снижения стресса;

—социальные навыки ребенка: под влиянием нервно-психического напряжения угасают навыки самообслуживания, поддержание и культивирование которых помогает преодолеть трудности ребенка в процессе адаптации к новым условиям;

—речевая, двигательная активность ребенка снижается на фоне стрессовой ситуации. Двигательные реакции редко сохраняются в пределах нормы: наблюдается либо заторможенность, либо гиперактивность;

- нарушения сна и аппетита сопровождают адаптационный процесс. Их нормализация свидетельствует о восстановлении основных функциональных систем организма ребенка [19, c.190].

Процесс адаптации к новым условиям детей и семьи в целом стал предметом изучения многих психологов, психиатров и социологов в России (Д.Н. Исаев, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.О. Смирнова и д.р.).

Исследователи указывают на необратимость нарушений в личностном развитии ребенка в случае, когда у него отсутствует психологическая готовность к переходу в новые социальные условия.

С поступлением в детский сад в жизни ребенка происходит множество изменений: изменяется режим дня, отсутствие родителей, постоянный контакт со сверстником, другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям, проявлению страха, отказу от еды, сна, частым болезням.

Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между возможностями человека и требованиями среды.

Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде [27, c.68]:

- Творческий стиль, когда человек старается активно изменить условия среды, активно приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам.

- Конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды.

- Избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспособиться к ним.

Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее - избегающий стиль.

Наряду с этим были выделены фазы адаптационного периода:

1. Острая фаза - сопровождается своеобразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии. Фаза длится в среднем 1 месяц.

Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

• Легкая адаптация - поведение нормализуется в течение 10-15 дней, ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения. К двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребенка нормализуется сон, он нормально начинает есть. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими и со взрослыми не нарушаются. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающим восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболевания не более одного раза, сроком не больше 10 дней, без осложнений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.

• Адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, есть признаки психического стресса. Нарушение в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон и аппетит восстанавливается лишь через 20-40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30 дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким у ребенка - эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встречи). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованное. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Заболевания до двух раз, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменяется, либо снижается. Проявляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменение вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) - в течение 1.5-2 недель.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Управление эмоциями
Что помогает людям управлять своими эмоциями и всем ли это легко дается? Наблюдения показывают, что в зависимости от индивидуальных особенностей человека, как подъем, так и спад чувств может привести к разным результатам. У одних людей от неудачи или утраты опускаются руки, у других же неудача стимулирует волю к победе и мобилизует физические и духовные силы для достижения поставленной цели. ...

Ведущие задачи психологического вмешательства при ДП
формирование мотивации на социальную адаптацию или выздоровлении; стимулирование личностных изменении; коррекция конкретных форм отклоняющегося поведения; создание благоприятных социально-психологических условий для личностных изменений или выздоровления. Процесс выполнения заданий часто прерывался вопросами о предполагаемой отметке. Получив положительную оценку (в эксперименте ставились тол ...

Внимание как условие усвоения
Для усвоения любого учебного материала необходимо внимание. Как выразился Ушинский, внимание «та дверь, через которую проходит все то, что только входит в душу человека внешнего мира». Если учителю не удается добиться внимания учащимся класса к тому, что он объясняет на уроке, то он говорит попусту, подобно человеку, показывающему картину людям, повернувшимся к ней спиной. Часто жалобы учащихся ...