Введение
Страница 1

Актуальность темы исследования

связана с тем, что в последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение с первых лет жизни.

Процесс адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения остается актуальной проблемой дошкольного воспитания.

В последнее время все больше детей страдает теми или иными отклонениями от нормы здоровья. В современной России, по данным статистики, лишь 9-12% выпускников школ достигают 18-летия здоровыми. По оценкам Минздрава, около 60% больных детей имеют хронические заболевания (2005).

Исследования К.Л.Печора (1998) показали, что только 18,2% детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 6% — не готовы, 75,8% — условно готовы. В связи с этим процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей. При этом, процесс адаптации к детскому дошкольному учреждению очень важен для развития психики ребенка, и он влияет, в т.ч. и на здоровье ребенка.

Итак, для многих родителей проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. Особое внимание нужно уделить адаптации детей раннего возраста, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка значительных усилий, вызывают ряд психологических и педагогических проблем как самого ребенка, так и окружающих его взрослых. Все это определяет актуальность и практическую значимостьданной темы.

Между тем, способность детей входить в новые условия жизни, принимать их, существенно варьируется. Одни дети входят в коллектив сверстников легко и свободно, у других же такой переход вызывает значительные невротические и психосоматические осложнения.

Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникают противоречия между возможностями ребенка и требованиями среды, а усиление образовательной нагрузки и вовсе чревато болезнями и эмоциональными стрессами как у детей, так и их родителей. Особенно сложно адаптация к посещению детского сада проходит у детей с трудностями в развитии, т.е. у детей группы риска (соматически ослабленных, гиперактивных, агрессивных, замкнутых), что является основным препятствием к сохранению здоровья ребенка [17, c.46].

В нашей стране фактически не создается специальных условий, чтобы как-то "сгладить" процесс адаптации у соматически ослабленных детей, нет специальных программ помощи для детей, родителей, воспитателей, чтобы облегчить этот процесс.

Целью выпускной квалификационной работы

является исследование особенностей психологической адаптации к дошкольному образовательному учреждению соматически ослабленных детей раннего возраста.

Объектом нашего исследования

является процесс адаптации ребенка к детскому учреждению.

Предмет исследования

— психологические аспекты адаптации соматически ослабленных детей раннего возраста.

Гипотеза

нашего исследования

заключается в том, что характер адаптации к детскому учреждению зависит от наличия у ребенка соматических и психосоматических заболеваний.

Для проверки гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:

1) На основе анализа современной зарубежной и отечественной литературы проследить закономерные этапы адаптации ребёнка раннего возраста к детскому учреждению; выявить факторы, влияющие на процессы адаптации и психологические причины трудностей в адаптации к ДОУ.

2) Рассмотреть особенности физического и психического развития соматически ослабленных детей.

3) Провести сравнительное исследование детей – здоровых и соматически ослабленных - на выявление типа адаптации к ДОУ.

Теоретическими основаниями

исследования

являются: культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, теория деятельности А.Н.Леонтьева, периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Обращение в полного приверженца
Цель обращения в деструктивных культах заключается в том, чтобы вербуемый безусловно принял верования, практику и характерные черты личности, предписанные группой. Длительность времени, требующегося на обращение, варьируется от одного вербуемого к другому и от группы к группе. Некоторые культы пытаются совершить полное обращение в течение интенсивного уикэнда; другие имеют более смягченный подхо ...

П.ФЛесгафт
Основу классификации игр заложил П.Ф.Лесгафт Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации – разыгрывание сказок и рассказов; строительные)При всем разнообразии творческих игр их объединяю ...

Защитные психические механизмы
Что такое "защитные механизмы"? В связи с тем, в человеческой психике происходит постоянный конфликт между уровнями личности, для смягчения вызываемой этим конфликтом чувства напряженности и вины человеческая психика выработала ряд защитных механизмов, призванных бессознательно подавлять или не допускать в сознание ту информацию, которая противоречит требованиям цензуры "Сверх-Я&q ...