Психолого-педагогические особенности работы с подростками и юношами
Страница 1

Психология » Психология воспитания личности » Психолого-педагогические особенности работы с подростками и юношами

Подростковый возраст (пубертатный период) традиционно считается самым сложным в детском развитии. Его называют переходным, «трудным», «опасным возрастом», «возрастом бурь». В этих названиях зафиксирована главная его особенность - переход от детства к взрослости.

К подростковому возрасту относят школьников 11(12) - 15(16) лет. В это время протекает бурная физиологическая перестройка организма.

Подростковый возраст - период второго вытяжения. Активизируются «зоны роста» трубчатых костей. Наблюдается рост тела в длину на 15-20 см. Конечности удлиняются. Их рост опережает рост тела. Поэтому подростки часто производят впечатление неуклюжих.

Интенсивно развивается скелет. Возрастают рессорные функции позвоночника. Растут и развиваются скелетные мышцы.

Сердце увеличивается примерно в 15 раз по сравнению с сердцем новорожденного. Повышается ударный объем выброса крови при сокращении и удлинении основных фаз сердечного цикла. Частота сердечных сокращений снижается. Соответственно возрастает сократительная способность сердечной мышцы.

Рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, просветы еще узки. Поэтому кровоснабжение несколько затруднено. Подростки часто жалуются на головокружение и сердцебиение, а также на утомляемость. Это следствие недостаточного снабжения кровью сердца и мозга.

Мозг увеличивается в объеме и приближается к объему мозга взрослого человека. Изменяется архитектоника коры: усиливаются разветвления и растет протяженность отростков нервных клеток (нейронов). К 15 годам формируется зрелый тип функциональной межполушарной асимметрии. Однако свойственная левому полушарию взрослых возможность опознания образов, его признаков выражена еще слабо. Поэтому у подростков еще нет, важного звена в системе регуляции и контроля - возможности избирательного реагирования на воздействия внешней среды (или оно выражено слабо). Избирательность постепенно формируется в ходе индивидуального развития.

Возрастает контроль коры головного мозга над инстинктами, эмоциями. Вместе с тем процессы возбуждения чаще преобладают над процессами торможения. Для подростков характерна повышенная возбудимость. Задача педагога в данном случае - научить подростка управлять собой и своим поведением.

Большие эндокринные перестройки, которые идут в подростковом возрасте, обеспечивают процесс роста и развития организма и адаптации к внешним условиям.

Для девочек характерно стремительное, скачкообразное накопление признаков полового созревания. У мальчиков этот процесс протекает менее интенсивно, периодически замедляясь до минимума. Девочки-подростки всегда выглядят старше своих сверстников.

Общее физическое развитие подростков протекает быстрее, чем психическое.

В психическом плане подростковый возраст - период становления нравственности подростка и открытия его «Я», обретения новой социальной позиции, а также период потери детского образа жизни, пора мучительно тревожных сомнений в себе и своих возможностях, поиски правды в себе и других. В это время у ребенка возникает потребность в знаниях общих признаков устройства мира, места человека в этом мире. Основной задачей подростка является усвоение социума, усвоение норм человеческих взаимоотношений. Причем эти знания не выучиваются, а приобретаются собственным опытом. Подростки реально воспроизводят то, что есть в современном обществе. У них нередко возникает психологический кризис, из-за разлаживания системы двух «психологических партнеров» - самооценки ребенка и общественной оценки его способностей.

Подростки не всегда адекватно оценивают свои возможности. Порой они не различают «хотеть» и «мочь», у них часто возникают противоречия между желаниями и возможностями. Возросшая физическая сила, расширение кругозора создают впечатление, что они могут многое, а на самом деле - их возможности ограничены. Возникает неудовлетворенность собой, которая приводит к срывам в отношениях с окружающими. В поведении появляются замкнутость, подозрительность, озлобленность.

Постоянная неуверенность в себе и неудовлетворенность духовных потребностей становится причиной психологического дискомфорта. Нарушения невротической деятельности часто становятся причиной дезорганизации поведения, усугубляют конфликт ученика со школой. Неудовлетворенность собой вызывает отрицательное отношение к учебе, к учителю, к ровесникам и негативно влияет на формирование личности. В подростковом возрасте ведущим видом деятельности становится «деятельность общения» (Т.В.Драгунова, Д.Б.Эльконин). Потребность в дружбе, активные поиски друга становятся для подростка главным.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Социокультурные особенности отношения к деньгам у россиян
Попытки выявить социокультурные особенности отношения к деньгам были сделаны в макроэкономических исследованиях, как правило, имеющих обобщающий характер. Наиболее интересными являются вопросы отношения к деньгам как к ценности, к деньгам и работе, к соревновательности, сбережениям. Социокультурные особенности отношения к деньгам проявляются в структуре трат, в сбережении денег, в отношении к г ...

Методика 2. Изучение переключаемости внимания
Цель: изучение способности школьников к переключению внимания. Материалы: специально подготовленные тренировочные и тестовые пары цифр. Описание методики: школьникам предлагается в течение некоторого фиксированного времени с возможно большей точностью и скоростью складывать два однозначных числа. Предлагается освоить два разных способа работы с парами чисел. Первый способ: школьник складыв ...

Биологические подходы к старению
Рассмотрим некоторые направления и подходы в развитии современных зарубежных наук, в той или иной мере изучающих процессы старения, вырабатываемые в разных сферах знаний. Начнем с «биологических подходов». Биология изучает живые организмы на разных уровневых срезах: организм как целостную систему, подразделяющуюся на составляющие ее органы и клеточные компоненты вплоть до молекулярного строения ...