Воздействующие факторы тренинговой группы и условия их проявления
Страница 1

Психология » Особенности активных групповых методов обучения и их проявление » Воздействующие факторы тренинговой группы и условия их проявления

Как уже было показано, большинство СПТ, применяемых в России, в той или иной степени используют западные принципы и технологии. Построение программы тренинга и технологии взаимодействия тренера и группы, а также характеристики групповой формы работы в тренинге во многом заимствованы из западной практики.

Для начала рассмотрим, какие воздействующие факторы выделяют при анализе метода социально-психологического тренинга, как формы активных групповых методов обучения.

Одними из первых попытку ответить на поставленный выше вопрос предприняли Р. Корзини и Б. Розенберг. Авторы проанализировали взгляды и сопоставили точки зрения различных исследователей. Из 300 статей на тему групповой психотерапии они выделили 175 соответствующих понятий, а затем с помощью семантического дифференциала сгруппировали их, образовав 9 категорий. Выделенные таким образом воздействующие механизмы тренинговой группы они попытались рассмотреть применительно к трем основным формам функционирования человека: познавательной, эмоциональной и поведенческой. В группу познавательных механизмов авторы включили: участие в роли анализирующего наблюдателя (spectator therapy), универсализацию, интеллектуализацию (получение знания); к эмоциональным механизмам отнесли акцептацию, альтруизм, перенесение; к поведенческим - проверку действительности, интеракции. Как важные, но не включенные в упомянутые группы назывались следующие факторы: суггестия, авторитет ведущего и других участников, доверие к ведущему, соперничество, напряжение, проблемы, успокоение и заинтересованность [24].

В исследованиях Б. Берзон источником информации были участники. Они должны были указать, какие события или групповые явления в ходе занятий оказали наиболее существенное и благотворное воздействие. Участники перечислили эти факторы в такой последовательности: 1) осознание новых фактов; 2) понимание своего сходства с другими; 3) переживание положительных эмоций по отношению к другим; 4) восприятие себя «глазами» других; 5) самовыражение в группе; 6) проявление искренности, смелости; 7) проявление чувств окружающих; 8) понимание со стороны других; 9) переживание в группе чувства близости, теплых отношений; 10) проявление эмоций [24].

И. Ялом [139] выделил десять воздействующих факторов, характерных для большинства групп:

1. Сплоченность. Эта характеристика прочности, единства межличностных взаимодействий в группе - условие, способствующее достижению успеха.

2. Внушение надежды. Вера в успешность группового процесса или надежда на возможность достижения благополучия оказывают сами по себе терапевтическое воздействие.

3. Обобщение. До прихода в группу люди склонны считать свои проблемы уникальными, но в процессе группового развития начинают осознавать, что и другие имеют похожие проблемы, также испытывают чувство неполноценности и межличностное отчуждение.

4. Альтруизм. Сознание того, что каждый в группе может быть нужен и полезен другим, оказывает эффективное терапевтическое воздействие.

5. Предоставление информации/рассуждения. В некоторых группах используются дидактическое инструктирование и информирование участников.

6. Множественный перенос. Любые трудности в области общения и социальной адаптации, будучи детерминированы событиями настоящего или прошлого, особенно эмоциональными нарушениями в семье, проявляются в группе, которая сама, согласно психодинамической теории, становится похожей на семью. Эмоциональная привязанность участника к руководителю, другим участникам или группе в целом рассматривается, исследуется и при необходимости подвергается более рациональной и реалистичной оценке.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Психотизм/Суперэго
Айзенк видит психотизм (P) как унитарную концепцию, в отличие от таких отдельных и независимых психических болезней, как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и т. п. К тому же психотизм/суперэго - это переменная с непрерывной областью изменения, имеющая близкое к нормальному распределение. Люди с высокими показателями по шкале P часто эгоцентричны, холодны, любят спорить, агрессивны, импу ...

Вступление
С точки зрения гуманистической психологии люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонников бихевиоризма, трактующих людей практически как послушных ...

Стресс
Обсуждение вопроса о классификации и содержательной характеристике разных видов функциональных состояний невозможно без обращения к проблематике изучения стресса [144; 207; 331]. Однако чрезвычайная расплывчатость этого термина [136; 242], взятого из контекста физиологических исследований и распространенного на объяснение поведения человека в самых разнообразных жизненных ситуациях [264; 341], н ...