ВведениеСтраница 3
Атуальность:
Цель развития внимания младших школьников – развитие восприятия, понимания и усвоения учебного материала. Реализация особенностей внимания в обучении имеет определенное значение, т. к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является развитие внимания школьников. Его особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности.
Цель исследования
: выявить оптимальные условия развития внимания детей.
Объект исследования
– внимание как процесс восприятия, понимания и усвоения учебного материала.
Предмет исследования
– развитие внимания младших школьников.
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогические основы развития внимания детей младшего школьного возраста.
2. Определить значение и сущность внимания, его физиологические и психологические основы.
3. Проанализировать процесс развития и формирования внимания как условие усвоения.
4. Проследить динамику изменения уровня внимания в процессе экспериментальной работы.
Гипотеза
данного исследования базируется на предположении о том, что уровень развития внимания детей младшего школьного повышается, если:
- педагоги школьного образования будут заинтересованными руководителями процесса развития внимания;
- будет организовано систематическое обучение развитию внимания с использованием диагностических методик и занятий с игровым материалом;
- методики будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития внимания;
– будут использоваться приемы активизации внимания;
– происходит активное восприятие ребенком учебного материала;
– их действия приобретают самостоятельный, осознанный характер;
– будет использоваться приобретенный опыт.
Методологическую основу
исследования составили теории развития внимания (К.Д. Ушинский, Л.И. Тикунова, В.А. Артемов, З.М. Истомина, П.П. Блонский и др.); психолого-педагогические исследования особенностей внимания (Б.М. Теплов, Р.С. Немов, Л.С. Выготский и др.)
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики развития внимания, эксперимент, наблюдения, количественный и качественный анализ полученных данных.
Структура дипломной работы отражает логику, содержание и результат исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет, задачи исследования, методологическая основа и используемые методы.
В первой главе «Теоретические основы развития внимания» рассмотрено состояние исследуемой проблемы психолого-педагогической науке, проанализировано особенности внимания, его физиологические и психологические основы, свойства внимания.
Во второй главе «Условия развития внимания» рассмотрен процесс формирования внимания, особенности развития внимания, приемы активизации внимания.
В третьей главе описана опытно-экспериментальная работа по развитию внимания, где проведено исследование развития внимания.
Другое по теме:
Особенности воспитательной работы с личным составом внутренних войск. Общие принципы воспитательной работы по
формированию личностных качеств воинов внутренних войск
Работа офицера-воспитателя в частях и подразделениях должна строиться с учетом специфики возложенных на них задач. Исходя из перечня задач, изложенного в законодательных актах РФ и относящихся к компетенции внутренних войск [5, 6] можно предложить следующее условное группирование методик работы с личным составом по принципу возложенных на него задач:
1. Группа методик для военнослужащих карауль ...
Разброс выборки
Разброс (иногда эту величину называют размахом) выборки обозначается буквой R. Это самый простой показатель, который можно получить для выборки - разность между максимальной и минимальной величинами данного конкретного вариационного ряда, т.е.
R= хmax - хmin
Понятно, что чем сильнее варьирует измеряемый признак, тем больше величина R, и наоборот. Однако может случиться так, что у двух выборочн ...
Внешнее внушение как
средство психологического воздействия на процесс формирования мотива
В ряде случаев эффективным средством воздействия со стороны на процесс образования мотива является внешнее внушение. Оно понимается как психологическое воздействие одного человека (суггестора) на другого (суггерента), осуществляемого с помощью речи и неречевых средств общения и отличается сниженной аргументацией со стороны суггестора и низкой критичностью при восприятии внушаемого содержания со ...


