Введение
Страница 3

Атуальность:

Цель развития внимания младших школьников – развитие восприятия, понимания и усвоения учебного материала. Реализация особенностей внимания в обучении имеет определенное значение, т. к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является развитие внимания школьников. Его особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности.

Цель исследования

: выявить оптимальные условия развития внимания детей.

Объект исследования

– внимание как процесс восприятия, понимания и усвоения учебного материала.

Предмет исследования

– развитие внимания младших школьников.

Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Проанализировать психолого-педагогические основы развития внимания детей младшего школьного возраста.

2. Определить значение и сущность внимания, его физиологические и психологические основы.

3. Проанализировать процесс развития и формирования внимания как условие усвоения.

4. Проследить динамику изменения уровня внимания в процессе экспериментальной работы.

Гипотеза

данного исследования базируется на предположении о том, что уровень развития внимания детей младшего школьного повышается, если:

- педагоги школьного образования будут заинтересованными руководителями процесса развития внимания;

- будет организовано систематическое обучение развитию внимания с использованием диагностических методик и занятий с игровым материалом;

- методики будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития внимания;

– будут использоваться приемы активизации внимания;

– происходит активное восприятие ребенком учебного материала;

– их действия приобретают самостоятельный, осознанный характер;

– будет использоваться приобретенный опыт.

Методологическую основу

исследования составили теории развития внимания (К.Д. Ушинский, Л.И. Тикунова, В.А. Артемов, З.М. Истомина, П.П. Блонский и др.); психолого-педагогические исследования особенностей внимания (Б.М. Теплов, Р.С. Немов, Л.С. Выготский и др.)

При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики развития внимания, эксперимент, наблюдения, количественный и качественный анализ полученных данных.

Структура дипломной работы отражает логику, содержание и результат исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет, задачи исследования, методологическая основа и используемые методы.

В первой главе «Теоретические основы развития внимания» рассмотрено состояние исследуемой проблемы психолого-педагогической науке, проанализировано особенности внимания, его физиологические и психологические основы, свойства внимания.

Во второй главе «Условия развития внимания» рассмотрен процесс формирования внимания, особенности развития внимания, приемы активизации внимания.

В третьей главе описана опытно-экспериментальная работа по развитию внимания, где проведено исследование развития внимания.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Асинхрония развития
Современная «классификация психических и поведенческих расстройств» международной системы болезней десятого пересмотра», МКБ-10, 1992 принятой Всемирной организацией здравоохранения и действующей в настоящее время. Она относится к классу эмпирических и содержит несколько разделов. I. - УО, дифференцируемая по степени выраженности: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая, а также «другая» и «неуточ ...

Роль неблагоприятных факторов семейного воспитания в формировании агрессивности
Э. Эриксон рассматривал становление личности человека на протяжении всей его жизни от рождения до смерти[33]. Исходя первоначально из психоаналитических посылок, он пришел к заключению о более рациональной адаптации человека к социальному окружению, о необходимости для каждого индивида решать, скорее, не психосексуальные, а психосоциальные конфликты, преодолевать жизненные трудности. При этом в ...

Опытно-экспериментальное исследование качественных особенностей развития памяти у старших дошкольников с нарушением зрения. Качественные особенности развития памяти и протекания мнемических процессо
Первая серия была направлена уровень запоминания зрительных образов. В первом задании детям предлагалось запомнить три геометрические фигуры, а затем найти их среди других геометрических фигур, расположенных в случайном порядке, за определенное количество времени. Результативность действий детей оценивалась в соответствии с одним из уровней. Первый (высокий) уровень – ребенок узнал на картинке ...